Уважаемые посетители!

В этом разделе вы найдёте мои статьи и зарисовки по вопросам  психологии тенниса.

Если вас интересует какая-то конкретная тема, можете оставлять заявки через формуляр раздела "Контакты", а я постараюсь в ближайшее время эту тему осветить. Если же у вас есть вопрос индивидуального характера, то добро пожаловать в раздел "Вопрос-Ответ" или пишите на e-mail.

 

С  уважением,

руководитель интернет-проекта Tennis Psychology Юлия Волынская.

Подход к соревновательной практике: типичные ошибки и психологические последствия

Родителям и тренерам юных теннисистов

Жизнь ребёнка, занимающегося теннисом, насыщенна и интересна: тренировки, соревнования, поездки – нескончаемая карусель профессиональных планов, физической активности и ярких эмоций. От того, как эта «карусель» организована, во многом зависит профессиональный рост юного спортсмена, его будущее. Система – всему голова. Если она есть (!), если она сбалансирована, продумана, учитывает индивидуальные особенности ребёнка, то такая работа гарантированно приведёт к результату. Если же система подготовки несовершенна, не отвечает потребностям игрока или, того хуже, вовсе отсутствует, то даже весьма талантливый спортсмен не сможет в полной мере реализовать свои способности и добиться успеха. Без грамотно выстроенной системы это будет попросту невозможно.

Но выстраивание спортивной подготовки – это прерогатива тренеров. Мы же обратимся к проблеме приобретения игроками соревновательного опыта, дозировках этого опыта и соотношении тренировочных и соревновательных этапов спортивной  подготовки юного спортсмена.

По роду своей деятельности я много общаюсь с родителями молодых теннисистов. Они рассказывают о тех психологических трудностях, с которыми сталкиваются их дети. Конечно, ситуации разные, дети разные… Но всё чаще речь идёт о том, что существует некий перекос в соотношении «тренировки – соревнования» и этот перекос является причиной тех трудностей, с которыми в результате сталкивается ребёнок. Причём варианты такого перекоса могут быть разными и, соответственно, мы наблюдаем разные психологические последствия.

Итак, разберём несколько типичных ошибок, которые допускают родители юных игроков, а также, вероятно, их тренеры в отношении к соревновательному процессу.

 

Ошибка 1

«Мы пока не готовы».

Данная ошибка связана с заблуждением относительно того, когда следует начинать участвовать в соревнованиях.

Несмотря на то, что сегодня в тренерско-родительской среде модно включать «форсаж» как в вопросах подготовки, так и в вопросах участия в турнирах, но есть целая плеяда юных теннисистов, которых годами держат в «замороженном» состоянии подготовки к первым соревнованиям. Такие дети, как правило, с раннего возраста занимаются индивидуально с тренером или в микрогруппах, и всё, что они делают – тренируются. Тренируются много, интенсивно, не жалея сил. В РТТ они не зарегистрированы и турниры не играют, потому что, по мнению тренера (или родителей), «пока не готовы». Причём ни тренер, ни родители не могут ответить на вопрос, когда ребёнок будет готов, но ясно одно – сейчас точно рано.

При этом юный спортсмен (вместе с родителями) искренне считает, что как только он наберёт нужный уровень и начнёт играть турниры, всё пойдёт как по маслу и на полном серьёзе лелеет перспективу выступления на центральном корте Ролан Гарроса. И это в 14 лет с нулём соревновательного опыта.

Ну, хорошо, в 14 лет, действительно поздно, скажете вы… А, допустим, в 12 как? Нормально? Давайте рассуждать. В нашей стране детям разрешено участвовать в официальных соревнованиях, начиная с 9 лет, и младшая возрастная категория – «9-10 лет». Если ребёнок в этом возрасте умеет играть на весь корт, ему не рано участвовать в соревнованиях. И это, пожалуй, главный критерий.

Что касается психологической готовности, то, во-первых, её можно проверить, только начав играть турниры. А во-вторых, даже если выяснится, что ребёнку психологически непросто справляться с соревновательным напряжением, то в любом случае в процессе приобретения игрового опыта, он эти трудности преодолеет быстрее. Как правило, 1 год уходит на то, чтобы ребёнок адаптировался к соревновательному процессу и это надо иметь в виду, не нагружая юного спортсмена собственными ожиданиями и требованиями результата. На этом этапе опыт и профессионализм тренера – вам в помощь. Правильный подбор турниров, грамотная предсоревновательная подготовка, моделирование игровых и соревновательных ситуаций помогут юному теннисисту легче и комфортнее пройти этот этап. В любом случае ребёнок, играющий соревнования, быстрее научится справляться с самим собой, чем игрок не играющий. Поэтому передерживая умеющего играть ребёнка в тепличных бесстрессовых условиях, вы не уберегаете его от психологической нагрузки, а увеличиваете её порцию в будущем.

 

Ошибка 2

«Не по Сеньке шапка»

В данном случае речь пойдёт о неправильном подборе турниров, а именно о попытке играть турниры, не соответствующие уровню подготовки игрока.

Ошибка эта, как правило, чисто родительская и связана в первую очередь с родительскими амбициями, кои они и пытаются реализовать посредством своего сына или дочери. Такие родители считают, что очень хорошо разбираются в вопросах теннисной подготовки, совершенно не хуже тренера, досконально знают всю теннисную «кухню», лучших игроков, кто, как и где тренируется и т.д. У них громадный опыт путешествия по турнирам и абсолютная убеждённость, что попасть в ITF/WTA/ATP ничего не стоит, нужно только продолжать пытаться. При этом юный теннисист (14-17-ти лет) играет международник за международником и, раз за разом проигрывает то в квалификации, то в первом круге основной сетки. Но безуспешность выступлений никак не сказывается на убеждённости фанатичного родителя в том, что они всё делают правильно – «как говорится, вода камень точит, просто нужно продолжать идти к своей цели и всё получится».

На самом же деле такой результат закономерен и говорит только об одном - игрок просто не готов участвовать в международных турнирах. Уровень его технической и физической подготовки не соответствует уровню турнира, и он не может быть конкурентоспособен в данной соревновательной среде.

Но вместо того, чтобы работать над своими слабыми сторонами и повышать  профессиональный уровень, игрок вместе с родителем продолжает тщетные попытки штурмовать квалификацию очередного международника. При этом запрос на психологическую работу, как правило, один и тот же – сыну/дочери не хватает уверенности в себе. Конечно, не хватает. А откуда взяться уверенности, когда игрок в 95% случаев проигрывает? Он чувствует свою беспомощность и не имеет ни сил, ни желания бороться, потому что знает, что слабее, видит, что слабее. Его опыт говорит об этом очень красноречиво. И огромная ошибка родителей в такой ситуации продолжать уничтожать самооценку ребёнка всё новыми испытаниями на недоступных для его уровня турнирах.

Выход из этого замкнутого круга один – остановиться, проанализировать ситуацию и здраво оценить профессиональные возможности ребёнка на данный момент. И если класса не хватает, то над этим нужно работать, много работать. Ведь пока игрок не будет уверен в своих ударах и в своей подготовке, ждать от него психологической устойчивости на корте бесполезно. Наше сознание не любит самообмана. Уверенность не берётся из ниоткуда. Она должна базироваться на осознании спортсменом своих технических, физических возможностей, понимании игры и опыте удачных выступлений. Поэтому плюс к работе над повышением уровня подготовки игрока прибавляется ещё и пересмотр календаря соревнований, который необходимо составлять исходя из текущих задач. И, если задача – приобретение игровой уверенности, значит, турниры нужно подбирать соответствующие, в которых у молодого теннисиста будет возможность поиграть с равными по силе соперниками и шанс на борьбу в основной сетке.

 

Ошибка 3

«Чем больше, тем лучше».

Ещё один вариант перекоса – когда юный спортсмен играет все турниры, которые встречаются на его профессиональном пути, по всем разрешённым возрастным категориям. А если турниров в родном регионе нет, родители везут ребёнка в другой город и играют там.  Неделя за неделей, турнир за турниром… Всё это без какого-либо плана, стратегии, просто соревновательный нон-стоп (как правило, в погоне за очками и местами).

Вы спросите, ну а что же тут плохого? Ведь, как было сказано выше, юным теннисистам необходимо набираться игрового опыта, а опыта много не бывает… Да, набираться игрового опыта надо. Но всё хорошо в меру. И когда речь идёт о чрезмерном увлечении турнирами, то в этом так же мало полезного, как и в чрезмерном увлечении сладким или острым. Конечно, когда юный спортсмен радует и вдохновляет своего тренера и родителей успехами, когда результаты работы видны и энтузиазм бьёт через край, очень легко попасть в капкан надвигающейся эйфории и потерять контроль за распределением нагрузок. Не забывайте, ведь мы говорим о детях, а любые соревнования – это нагрузка, как физическая, так и психоэмоциональная. Поэтому в данной ситуации существует две опасности психологического плана.

Первая связана с психоэмоциональными перегрузками, которые при длительном воздействии на ребёнка грозят либо потерей мотивации, либо истощением нервной системы. Ребёнку обязательно нужно давать отдыхать и психологически разгружаться. Он не может и не должен постоянно существовать в условиях выполнения соревновательных задач. Пусть даже эти задачи разные на разных турнирах, но психологическая нагрузка, тем не менее, всё равно сохраняется.

Вторая опасность больше тактико-стратегическая. Соревновательный процесс есть один из этапов спортивной подготовки, а потому он должен разумным образом вплетаться в систему, о которой мы говорили в самом начале. В этой системе тренировочные этапы чередуются с соревновательными таким образом, чтобы была возможность корректировать процесс подготовки. Во время тренировочного этапа нарабатывается техническая, физическая и тактико-психологическая база, во время соревновательного - эта база как бы тестируется в условиях очного противостояния с соперником. И если выявляются какие-то несовершенства в каком-либо направлении подготовки, то на следующем тренировочном этапе ставятся соответствующие задачи и проводится работа над ошибками. Таким образом работает система: подготовка – тест – корректировка на этапе подготовки – тест – работа, корректировка – и т.д. Когда ребёнок играет один турнир за другим, получается, что корректировку проводить некогда (или незачем). И игрок, в общем-то, не прорабатывая свои слабые стороны, продолжает действовать по привычному алгоритму. А работать когда? Если спортсмен существует в  системе «тест – тест – тест…», то сам смысл этого этапа пропадает, потому что за ним не следует никаких выводов.

 

Итак, мы разобрали 3 типичные ошибки, касающиеся подхода к соревновательному процессу. Первый – когда соревновательный этап бесконечно откладывается на потом, второй – когда имеет место неправильный подбор турниров, и третий – при котором соревновательный процесс практически полностью поглощает тренировочный. Уважаемые родители и тренеры, помните, что система подготовки юного теннисиста должна быть разумной и гармоничной. Учитывайте, что любой перекос в этой системе отражается на психологическом состоянии вашего ребёнка и подопечного.

Работайте и стремитесь к совершенству! Желаю вам удачи!

 Юлия Волынская

14.08.2016

 

Применение методики "Внутренний матч" в работе с юными теннисистами

Моим коллегам спортивным психологам и всем, кому интересно

При работе спортивного психолога с юными теннисистами очень полезно иметь в арсенале методику, которая позволила бы быстро и точно выявить трудности, с которыми сталкивается конкретный спортсмен в ситуации соревнований. Как правило, эти трудности связаны с некими психологическими барьерами и установками, которые существуют в сознании игрока, и не позволяют ему полноценно реализовать свои способности и умения. Для психолога же сложность заключается в том, с помощью каких методик можно выявить эти установки. Ведь они, как правило, не осознаются, а значит, вряд ли могут быть сформулированы спортсменом в процессе беседы, по крайней мере, за короткое время. Что же касается существующих диагностических методик, то они дают общую информацию о спортсмене как личности безотносительно его участия в спортивной деятельности. Получив такую информацию, психологу в любом случае придётся выяснять, каким образом выявленные характеристики и показатели влияют на успешность (или безуспешность) спортивной самореализации игрока.

Получить представление о ключевых игровых установках юного теннисиста можно с помощью методики «Внутренний матч», которая, по сути, является  визуализацией на заданную тему. Игрока просят принять удобное положение, закрыть глаза, а затем сыграть внутренний матч с произвольным соперником. При работе с методикой может быть использована следующая инструкция: «Вам необходимо сыграть теннисный матч в своём воображении (полные сеты до 6 выигранных геймов или сокращённые сеты до 4 выигранных геймов на усмотрение психолога). Соперника, покрытие и условия матча Вы выбираете сами. Но это должен быть матч, которого ещё не было».

После того, как, спустя некоторое время, игрок откроет глаза и объявит, что матч сыгран, с ним проводится беседа на основе следующих основных пунктов:

1. Соперник: кто и почему именно он.

2. Условия матча: где, на каком покрытии игрался матч, были ли зрители, кто из команды игрока присутствовал на матче.

3. Итоговый счёт матча и то, как он развивался.

4. Как теннисист вёл игру, что пытался делать.

5. Основные успехи в матче (что удалось).

6. Основные ошибки в матче.

7. Мысли игрока во время матча.

8. Общее эмоциональное состояние (нервозное, спокойное).

9. Игра в решающие моменты матча.

10. На сколько процентов от собственных возможностей был сыгран матч (по оценке самого спортсмена).

Возможности данной методики могут быть продемонстрированы на следующем примере из практики.

Игрок, назовём его условно Артём, 12 лет, с семи лет профессионально занимается теннисом, три года выступает в соревнованиях российского теннисного тура. В игре на соревнованиях скован и зажат, анализ собственных ошибок и текущей игровой ситуации отсутствует. Качество игры на соревнованиях значительно ниже качества игры на тренировках. Артём довольно легко играет с ребятами, которых явно превосходит в классе. С соперниками же, с которыми нужно бороться, чтобы добыть победу, совладать не получается. В ситуации плотной борьбы и эмоционального напряжения, не может справиться с собой, а потому регулярно проигрывает одним и тем же соперникам, которым в прочем не уступает в классе. С такими проблемами тренер и родители Артёма обратились к спортивному психологу.

Итак, на одном из занятий с психологом Артём получил задание сыграть внутренний матч с произвольным соперником. Обрадовавшись возможности выбора и недолго поразмыслив, он избрал для противостояния игрока, назовём его условно Иванов. Далее с этим соперником было сыграно 2 мини-сета до 4-х выигранных геймов. Данное воображаемое противостояние закончилось для нашего героя поражением со счётом 1/4, 1/4. К слову сказать, внутренний поединок не занял у него много времени, в этой игре всё было довольно просто.

Когда матч был сыгран, Артём повернулся к психологу, широко улыбаясь. Странная реакция после проигрыша, не правда ли?

Психолог: Ну, как всё прошло?

Артём: Продул!

П: Кому?

А: Иванову! (смеётся)

П: С каким счётом?

А: 4/1, 4/1

П: А почему так легко?

А: Ну, это же Иванов! Он лупит, а я что сделаю?

П: И ты, начиная играть с ним матч, заранее настраиваешь себя именно на такой результат?

А: Ну, я не настраиваю. Но это же и так понятно! Он меня старше на год. И обыгрывает Григорьева, которому проигрываю «в нули».

П: Но ты же не играл с Ивановым?

А: Нет.

П: Тогда откуда ты можешь знать, что будет и как будет, когда вы с ним встретитесь на корте?

А: Просто он намного сильнее меня.

Теперь стоит разобраться, почему Артём выбрал для внутреннего матча именно Иванова. Ведь он заранее знает, что слабее и что этот матч будет проигран. Ответ прост. Именно поэтому! Заведомо выбирая более сильного соперника, наш игрок снимает с себя всякую ответственность за результат. Сильным проигрывать не страшно и не стыдно. И никто тебя за это не поругает и не накажет. Мол, я тут ни при чём, это же Иванов! Это первый ключевой момент ситуации - установка очевидного проигрыша сильному сопернику. А как, спрашивается, двигаться вперёд, если игрок в своей собственной голове не допускает хоть какой-либо возможности победы над тем, кто сильнее. Пусть даже объективно сильнее. Получается, он в состоянии бороться только с теми, кто слабее него или кто находится на том же уровне. А имеет ли это смысл? Игра без попытки преодоления, без желания выйти за пределы своих собственных сил и возможностей. Для здоровья – да, но не для результата.

В чём же причина слабой позиции игрока? Исходя из уже имеющейся у психолога информации о юном спортсмене и его семье, можно выделить несколько вариантов:

1. Внутренняя несвобода, воспитанная под влиянием диктата родителей, слабая позиция ребёнка в семье и, как следствие, вне семьи.

2. Привычка ни за что не отвечать, неумение брать на себя ответственность и принимать решения.

Это подтверждается диалогом из обсуждения внутреннего матча:

Психолог: А почему ты не попытался что-то изменить в своей игре? Ведь она не приносила результата.

Артём, улыбаясь: Ну, я же маленький!

Психолог: Ты не маленький, ты уже взрослый, опытный игрок.

Артём, смеясь: Нееет, я маленький!

Вот она установка, которая блокирует движение вперёд! «Я маленький». Внутренний монолог юного игрока с этой установкой мог бы выглядеть так: «Я маленький и я ничего не решаю. За меня всё решают другие – родители, учителя, тренеры, психолог, потому что они взрослые, а я маленький. Сам я ничего делать не буду. Я могу только слушаться и делать, что мне говорят. Правда, как и все маленькие дети, я иногда выпендриваюсь, капризничаю и не делаю, то, что от меня хотят взрослые. Но, я  маленький и я за себя не отвечаю, за меня отвечают мои родители и те, кто со мной работает. Это их проблемы, а не мои. Думать самому мне совсем не обязательно. И вообще я тут ни при чём».

3. Страх выйти за рамки привычного, страх оказаться в незнакомой ситуации и допустить ошибку. Страх наказания за ошибку.

Эти страхи, сидящие в подсознании ребёнка, не позволяют ему подключить логику и порассуждать. Ведь на самом деле, осмелившись на шаг вперёд, он допустил бы значительно меньше ошибок, нежели боясь сдвинуться с места.

4. Отсутствие веры в себя и в собственные силы. Недопущение самой возможности иного исхода поединка.

5. Лень бороться, желание сэкономить силы в ситуации, когда соперник заведомо сильнее.

6. Отсутствие воли к победе. Неумение и неспособность бороться с любым соперником, в любых условиях и во что бы то ни стало.

Получив интерпретационные данные такого рода, психолог становится вооружён психологической информацией в преломлении к спортивной деятельности игрока. И эта информация очень наглядна.

Как показывает практика, сыгранный в воображении матч – это проекция стандартной игровой схемы теннисиста, отражение основных паттернов его спортивного поведения, представления о себе как игроке, а также психологических проблем (страхов, комплексов и т.д.), проявляющихся непосредственно в спортивной деятельности. Таким образом, данная методика может быть использована спортивным психологом в диагностических целях, что мы и увидели в описанном примере. Кроме того методика очень проста в применении и понятна для спортсмена. Задание не представляет для юного теннисиста какой-либо трудности, ему нужно лишь сконцентрироваться на собственных мысленных образах, которые возникают автоматически после того, как будет дана инструкция. Организованная таким образом внутренняя работа стимулируют проявление стереотипных, привычных моделей игрового поведения юного теннисиста. Поэтому с помощью всего одного внутреннего матча можно получить массу ценной и достоверной информации об игроке, без сомнения полезной для тренера и психолога.

 

Юлия Волынская

Опубликовано: 5.04.2015 г.

Энциклопедия тревожных симптомов

Симптом 4 - Ребёнок не хочет идти на тренировку

Симптом проявляется в следующем: родители жалуются, что им приходится уговаривать ребёнка идти на тренировку. При этом на тренировке всё нормально, ребёнок занимается с желанием, выполняет все задания, слушается тренера. Его поведение и эмоциональное состояние не вызывают подозрений. С чем же тогда связано такое противоречие?

Вариант 1 – природная лень. Ребёнка сложно заставить что-то делать будь то спортивные тренировки, школьные уроки или что-либо ещё, требующее приложения каких-то усилий. При этом непосредственно на тренировке лень улетучивается, ребёнок врабатывается, увлекается процессом и чувствует себя в нём вполне комфортно и хорошо.

В данном случае родителям необходимо проводить воспитательную работу, приучать ребёнка к дисциплине, объяснять, что и зачем нужно делать, пытаться вызвать в нём интерес к предлагаемым занятиям. Тренеру же можно порекомендовать разнообразить тренировки, чередовать задания и упражнения, время от времени подключать новые вариации заданий, использовать фишки, мишени, тренажёры и т.д., чтобы работа не была скучной и монотонной. Надо сказать, интересные тренировки – это вообще очень важное условие в подготовке групп первых 3-х лет обучения.

Вариант 2 – перенасыщение теннисом, перенагрузка, накопившаяся усталость. Иногда, когда тренер находит ученика, который горит желанием заниматься, да ещё и не обделён талантом, ему становится трудно в порыве энтузиазма и азарта удержаться от перетренировки подающего надежды подопечного. Тренеру кажется, что ребёнок без труда выдерживает тренировки, он заряжен на работу, готов играть без остановки хоть 5 часов подряд, ему всё нравится, всё интересно. А тренер и рад – фанатики нынче попадаются редко. Меж тем такой фанатизм часто приводит не только к физической усталости, но и к усталости от тенниса, а это ещё хуже. Ребёнок вроде хочет заниматься, ему это по-прежнему нравится, но он устал. Он может начать жаловаться на неважное самочувствие, на усталость, проситься не ходить на тренировку. Такие проявления нельзя игнорировать. Необходимо дать ребёнку отдохнуть от тенниса, а затем пересмотреть систему тренировок, снизить их интенсивность.

Симптом перетренированности – это накопившаяся физическая и психологическая усталость от тенниса; и в данном случае причина лежит не в самом ребёнке, а в неправильно организованной системе подготовки. Поэтому данный симптом скорее «тренерский», психолог может лишь посодействовать скорейшему психологическому восстановлению юного спортсмена.

Прошу не путать этот вариант с ситуацией, когда ребёнок в принципе не хочет заниматься теннисом и его приходится уговаривать как до тренировки, так и во время неё.

Вариант 3 – потеря интереса к тренировкам, отсутствие мотивации.

К сожалению, не все тренеры умеют одинаково хорошо и интересно организовывать тренировки и заряжать своих юных подопечных на работу. Ведь в этом тоже проявляется тренерский талант - заинтересовать детей, привить им любовь к выбранному виду спорта, сделать так, чтобы на тренировке дети были увлечены процессом, а не скучали и ждали её окончания. Поэтому одной из причин нежелания ребёнка посещать занятия по теннису может быть отсутствие в тренировочном процессе эффекта новизны, разнообразия заданий, игрового азарта и т.п.

На сегодняшний день есть огромное количество средств и методов сделать тренировочный процесс для детей не менее захватывающим, чем соревновательный. Всё зависит от тренера и его желания над этим работать.

Поэтому к выбору тренера нужно подходить со всей ответственностью.

 

Как бы то ни было, и тренеры, и родители всегда должны помнить: ребёнок не машина. И нужно иметь профессиональную и человеческую мудрость, чтобы не убить его желание заниматься в самом начале спортивного пути. Наоборот, задача тренера - попытаться взрастить в душе ребёнка интерес к теннису и научить его любить и понимать этот вид спорта.

 

Юлия Волынская

Опубликовано: 28.08.2012 г.

 

Энциклопедия тревожных симптомов

Симптом 3 - Ребёнок начинает болеть перед соревнованиями

Итак, если вы заметили, что с определённой регулярностью за один-три дня до начала турнира ваш ребёнок заболевает, скорее всего даёт о себе знать психосоматика. Что это и как это работает?

Психосоматика – термин, отражающий взаимосвязи между душевными переживаниями и реакциями организма. Ещё в греческой философии и медицине была распространённа идея о влиянии души на тело. На сегодняшний день многочисленные исследования и эксперименты подтверждают эту теорию. Действительно, нервная система оказывает значительное влияние на работу организма. Но вернёмся к теме спорта. Сильное волнение и переживания по поводу предстоящего турнира «подсаживают» иммунитет, на этой почве ребёнок либо простывает, либо происходит обострение какого-то хронического заболевания, он даже может начать жаловаться на внезапно заболевший локоть, кисть, колено и т.п. Этот механизм запускается психикой и отражается на соматике – организм, не справившись с нервной нагрузкой, начинает болеть.

Либо же другой вариант - организм заболевает в результате сработавшего защитного механизма, тем самым ограждая психику от главного стрессогенного фактора – предстоящих соревнований. Таким образом, выход найден, но весьма специфический. Естественно это происходит бессознательно.

 

А теперь о тех причинах, которые запускают психосоматические реакции.

1. Внутренние причины

Внутренние причины – это индивидуальные особенности ребёнка: его психический склад, особенности нервной системы, характер, типичные способы эмоционального реагирования и т.д.

Психосоматические проявления в виде разного рода предтурнирных недомоганий свойственны детям очень восприимчивым, чувствительным, тревожным, чрезмерно ответственным, самокритичным, остро переживающим то, что с ними происходит или может произойти. Для таких детей любое важное, ответственное мероприятие – своего рода стресс. А стресс, наложенный на подвижную психику и тонкую душевную организацию ребёнка, часто выливается в «болячки».

В данном случае и тренеру, и родителям нужно поработать над формированием у ребёнка правильного отношения к игре, сделать это отношение чуть более расслабленным и свободным. Ребёнку должно быть интересно выходить на корт, как на тренировке, так и на соревнованиях. Не нужно ставить никаких сверхзадач. Игра должна быть в удовольствие. Со временем ребёнок окрепнет в психологическом плане, станет сильнее, опытнее, увереннее и подобные реакции на предстоящий турнир сведутся к минимуму.

2. Внешние причины

Внешние причины – это прежде всего давление, созданное окружением игрока – родителями, тренером, в редких случаях – другими детьми.

Давление возникает чаще всего в результате неправильной расстановки акцентов, деструктивных установок на результат игры (установка на выигрыш матча, на выигрыш у определённого соперника, на выигрыш у соперников с более низким рейтингом, на выход в определённую стадию турнира (финал, полуфинал) и т.д.) Как правило этим грешат неистовые родители, которые жаждут сиюминутных результатов. Любой тренер-профессионал знает, что ранние результаты совершенно ничего не гарантируют, более того, они даже и не нужны, поскольку детям в возрасте 10-12 лет в первую очередь нужно научиться справляться с разными соревновательными ситуациями, контролировать собственные эмоции, анализировать и корректировать свою игру. При этом выигрывает ребёнок или проигрывает, не столь важно, это всего лишь опыт, на котором можно и нужно чему-то научиться. А зацикливание на необходимости выигрывать может иметь плачевный итог. Поэтому если тренер видит, что родители, поддавшись азарту, не совсем верно настраивают ребёнка, нагружая ненужными обязательствами, с ними стоит на эту тему побеседовать.

А есть родители, которые и вовсе наказывают своих детей за игру, которая им не понравилась. Какой ребёнок после этого захочет играть в теннис? У него отняли право на ошибку, а значит, и эмоциональное равновесие. А потом на этой почве вырастает неуверенность в себе, тревожность, страхи, комплексы и куча других проблем психологического характера.

Встречаются примеры и тренерского давления.

В любом случае механизм работает одинаково. Некие внешние обязательства заковывают ребёнка в очень узкий коридор допустимого поведения и допустимых результатов – «Ты должен сыграть так то и так то», «Ты должен делать то», «Ты не должен проиграть» и так далее. Всё это грузом ложится на плечи, ребёнок начинает бояться сделать, что-то неправильно, вызвав недовольство окружающих. Ожидание очередного турнира становится тревожным и нервозным. В результате могут возникнуть проблемы со здоровьем.

 

Психика ребёнка – вещь очень тонкая и к ней нужно относиться бережно. И хотя спорт – занятие не для слабаков, всегда нужно помнить, что дети – это дети. Не нужно взваливать на них слишком много.

 

Юлия Волынская

 Опубликовано: 16.08.2012 г.

 

Что такое «комплекс соперника»?

«Да не могу я с ним играть!» - как часто тренеры слышат подобное из уст своих побеждённых подопечных. Не даётся соперник и всё… И так раз за разом, как замкнутый круг.

Практически у каждого игрока есть один или несколько заклятых соперников, матчи с которыми больше напоминают мучение, нежели теннис в истинном смысле этого слова. По крайней мере, это совсем не та игра, которую хотел бы видеть тренер от своего ученика, скорее - игра нервов. Руки, ноги не слушаются, куча невынужденных ошибок, решения в игре принимаются не логичные, голова соображает с трудом и т.д. Игрок (далее будем называть его И.), что называется, сам не свой. И если в матчах против одного и того же соперника история повторяется, значит, это ни что иное как «комплекс соперника». При этом соперник чаще всего по силам равный, но одолеть его почему-то не представляется возможным. Что же это за соперник такой и что он предлагает? Одно ясно точно, у него такого комплекса нет, поэтому он спокойно и уверенно навязывает свою игру и этого оказывается достаточно для того, чтобы в большинстве матчей одерживать победу.

Всё дело в том, что игра эта для И. очень неудобная, а значит, ему нужен дополнительный внутренний ресурс, чтобы к ней приспособиться, выстроить свою тактическую линию и затем её успешно реализовать. Такая игра требует постоянной работы мысли, терпения, применения нестандартных ходов, азартной и вдохновенной игры. Но нервное напряжение в таких матчах, как правило, слишком велико, чтобы позволить И. играть раскованно и вдохновенно. Конечно, эти матчи гораздо сложнее и требует значительно больших физических и моральных сил, нежели матчи с другими соперниками. В итоге они получаются психологически изматывающими, с каждым новым проигрышем веры в себя становится всё меньше и меньше, а реакция на происходящее закрепляется в подсознании. Игроку начинает казаться, что победить этого соперника попросту невозможно (по крайней мере, у него самого нет для этого сил) – что бы он ни делал, он всё равно проигрывает. Поэтому многие последующие совместные матчи оказываются обречёнными на неудачу – игрок, выходя на корт, где-то в глубине души ожидает, что всё может повториться. Редко кому удаётся перед матчем с заклятым соперником выкинуть из головы мысли о неудачном опыте предыдущих встреч.

Если у вашего ученика обнаружился комплекс на какого-нибудь соперника, не откладывайте в долгий ящик возможность его перебороть. Чем скорее этой барьер будет преодолён, тем лучше. Обычно достаточно одного уверенного, доведённого до победы матча, чтобы внутренний блок был снят. Только есть одно НО. Эта победа не должна быть случайной (основанной на спортивном везении или лучшем физическом самочувствии). Победа должна стать результатом высокой интеллектуальной и психологической мобилизации спортсмена и правильно выбранной тактики. В этом матче игрок должен понять, КАК победить этого соперника, найти правильный алгоритм, научиться грамотно выстраивать игру против него. Именно такой опыт преодоления, опыт побед над неудобными соперниками закаляет теннисиста, позволяет ему быстрее расти, становиться более зрелым и психологически сильным игроком.

 

В качестве резюме...


«Комплекс соперника» – признаки и особенности:

1.  Комплекс рождается в результате нескольких поражений подряд сопернику (приблизительно равному по силе), стиль игры которого является «неудобным», а потому требует больших физических, умственных, эмоциональных и волевых затрат в матче.

2. Матчи с «заклятым» соперником являются очень нервными, психологически напряжёнными и сопровождаются мыслительным «ступором». Игрок не понимает, что необходимо сделать, чтобы сломать игру противника, с трудом анализирует ситуацию.

3.  В истории личных встреч упорные, изматывающие двух или трёхсетовые матчи, как правило, чередуются с относительно быстрыми однозначными проигрышами.

4.  Комплекс соперника не позволяет теннисисту играть на своём привычном уровне, его игровые возможности оказываются «заблокированными». А тренер, наблюдающий за матчем, зачастую отмечает, что его подопечный не показал и половины того, на что способен.

5.  Неуверенность и страх ошибиться не дают играть раскованно и точно следовать тактическому плану (если он есть).

6.  Большое количество невынужденных ошибок.

7. Череда проигрышей в упорных, плотных матчах и ощущение того, что не хватило совсем чуть-чуть, порождает нарастающую жажду реванша. А это в свою очередь делает ставки на следующий матч слишком высокими, в итоге игрок «перегорает» и выходит на корт, что называется, «разобранным».

8.  Комплекс соперника работает как замкнутый круг. Чтобы из него выбраться, нужно совершить настоящий прорыв.

 

«Комплекс соперника» преодолевается:

1.  Абсолютным боевым настроем;

2.  Правильно подобранной тактикой и беспрекословным следованием тактическому плану (естественно с поправкой на меняющиеся условия);

3.  Стабильной концентрацией в течение матча (с непродолжительными спадами в 1-2 гейма);

4.  Мобилизацией настроя, концентрации и волевых качеств в решающие моменты матча;

5.  Смелыми, решительными действиями и верой в себя.

 

Юлия Волынская

Опубликовано: 6.05.2012


Энциклопедия тревожный симптомов

Симптом 2 - Ребёнок отказывается играть на счёт (участвовать в соревнованиях)

Каждый тренер, наверное, сталкивался с ситуацией, когда в ответ на задание сыграть на счёт ребёнок говорит «Не хочу» и стоит большого труда уговорить его всё же выйти на корт и попробовать посоревноваться с соперником один на один. Как правило, такое поведение встречается у детей 8-10 лет в период адаптации к состязательному компоненту в спорте. Первые тренировочные матчи, первые турниры, первые победы и поражения. Что с этим делать и как быть? Не все дети могут быстро в этом разобраться, справиться с волнением и навалившейся ответственностью. Период вхождения юных теннисистов в соревновательный процесс очень важен с психологической точки зрения и требует от тренера и родителей особого внимания. Ведь именно в соревновании детям необходимо проявить стойкость характера и показать всё то, чему они научились на тренировках. А это непросто, особенно поначалу, когда ещё нет игрового опыта.

Итак, тренер даёт задание сыграть на счёт, а ребёнок говорит «Не хочу». В чём причина?

Вариант 1 – «А вдруг у меня не получится?» - внутреннее сомнение, неуверенность, низкая самооценка – ребёнок переживает, что у него не получится играть так, как он умеет, или так, как от него этого ждут. А не оправдать ожидания тренера, родителей или даже свои собственные – это стресс. Как правило, такие сомнения присущи детям серьёзным и ответственным, которые больше всего боятся выглядеть на корте недостойно и для которых очень важна оценка значимых лиц (тренера, родителей).

 

Вариант 2 – «А вдруг я проиграю?» - страх поражения, страх оказаться «хуже» соперника, страх не быть первым («лучшим»). В данном случае акцент делается не на игру как таковую, а на результат. Победа оценивается как хороший результат, а поражение – это фиаско и результатом считаться не может. Для таких детей проигрыш – это маленькая трагедия (а может, и не маленькая). И если это случается, они покидают корт, рыдая и обещая всем на свете никогда больше не играть. Правда, большинство из них очень любят теннис, а по сему, немного успокоившись, снова рвутся на тренировку.

При работе с этими двумя вариантами главной задачей является выработка у игрока правильного отношения к игре, самому себе в этой игре и соревновательному процессу в целом. Есть вероятность, что вы столкнётесь с рядом факторов и обстоятельств, которые будут тормозить этот педагогический процесс. Например, семейная ситуация, специфика воспитания ребёнка, родительские ожидания и установки, самооценка ребёнка, особенности его характера и т.д. Тем не менее, необходимо донести до юного спортсмена следующие основные мысли:

1. Теннис – это захватывающая, увлекательная игра. И успешным в этой игре сможет стать лишь тот, кто играет в неё с удовольствием, кто ею увлечён и понимает, насколько она интересна.

2. В теннисе ничьих не бывает. В сыгранном матче всегда есть победитель и побеждённый. Но проигрыш – это не трагедия и не конец света. Это неотъемлемая часть любого спорта и процесса обучения. Ведь если спортсмен не проигрывает, он никогда ничему не научится. Проиграть не страшно. Страшно не сделать выводов из поражения и ничему после этого не научиться.

3. Не надо требовать от себя слишком многого. Идеального человека не существует. Даже великие время от времени проигрывают, но от этого они не становятся менее великими.

4. Важно не то, выиграл ты или проиграл. Важно то, КАК ты играл.

5. Теннис – это игра, в которой возможно всё и ситуация может измениться в любой момент матча. Игра не заканчивается на обидно проигранном розыгрыше, отданном гейме или даже сете. Поэтому нельзя позволять себе сдаться даже в собственных мыслях. Шансы на победу есть всегда.

6. Ты не обязан выиграть. Но если ты вышел на корт – борись!

 

Вариант 3 – природная стеснительность, застенчивость. Ребёнок не хочет играть на счёт, потому что стесняется. Вокруг разные люди – тренеры, другие ребята, их родители, все смотрят, оценивают. От этого ребёнок чувствует себя не в своей тарелке. Это как страх публичных выступлений, который встречается так часто… Вроде ничего особенного, текст выступления давно готов, речь отрепетирована, просто выйди и расскажи то, что знаешь. Но, тем не менее, сердце дико колотиться, ноги ватные, голос дрожит, мысли путаются… Знакомо, правда? Даже взрослого человека такая ситуация может ввести в ступор. А ребёнку уж тем более не стыдно растеряться.

В данном случае ключевую роль играет опыт. Чем больше сыграно матчей и турниров, тем спокойнее и увереннее чувствует себя игрок в соревновательной ситуации и тем меньше реагирует на всякие отвлекающие факторы. А на начальном этапе важно, чтобы ребёнок заинтересовался самой игрой, увлёкся процессом и научился на нём концентрироваться.

Юлия Волынская

Опубликовано: 10.03.2012


Энциклопедия тревожных симптомов

Здравствуйте уважаемые тренеры! На этот раз предлагаю рассмотреть основные проблемные моменты, с которыми вы и ваши ученики можете столкнуться в самом начале совместного спортивного пути. Естественно речь идёт о проблемах психологического свойства, о том, что вопреки техническому совершенству и отменным физическим данным может помешать в будущем прийти к желаемому результату.

Появление этих симптомов должно привлечь ваше профессиональное внимание и подтолкнуть на принятие мер по их устранению. Будут ли эти меры связаны с привлечением психолога или нет – решайте сами.

Итак, уважаемые тренеры, если вы обнаружили у своих подопечных, какие-то из перечисленных симптомов и проявлений, не закрывайте на это глаза. Знайте, для вас это сигнал, на который нужно реагировать. И чем быстрее, тем лучше.

Симптом 1 – «У меня не получится»

Ребёнок отказывается выполнять упражнение, потому что, по его словам, у него не получится.

 

Пример:

Тренировка. На одной линии расставлены 5 фишек на расстоянии полуметра друг от друга. Тренер даёт задание с двух ног перепрыгнуть 5 фишек подряд, после последней фишки - рывок до противоположной линии.

Ученик (7 лет): Нет, я не могу.

Тренер: Почему не можешь?

Ученик: Фишки высокие, у меня не получится.

Тренер: Ну ты попробуй, может быть, всё не так сложно.

Ученик, мотая головой: Нет, не могу…

 

Итак, что мы имеем? Тревога, страх, неуверенность, беспокойство… Ребёнок даже не хочет попробовать, он заранее уверен, что ничего не получится. А если он сам дал мозгу команду на невыполнение, то и тело соответственно будет слушаться. Мозг ведь главный, он знает лучше.

Юный спортсмен должен быть достаточно смелым и уверенным, чтобы бросать себе вызов в преодолении самых разных препятствий, какими бы сложными они ни казались. Иначе как выживать в спорте, где каждый день тебя проверяют на прочность изматывающие тренировки, соперники и судьи? Если сдаваться заранее, не предприняв даже попытки преодоления (тем более в совершенно безопасной ситуации – на тренировке), то дело плохо. Поэтому с симптомом «У меня не получится» надо разбираться сразу, не позволяя ему стать диагнозом и, соответственно, противопоказанием к спортивным успехам.

Что же могло послужить причиной?

Вариант 1 – Страх перед самим заданием, неуверенность в способности его выполнить. В этом случае нужно преодолевать страх постепенно, начиная с упрощённых вариантов задания. Главное, чтобы ребёнок понял, что ему это по силам, поверил в себя, путь даже планка поначалу будет сильно снижена. Ребёнок должен сам пройти путь от неуверенности к успешной попытке, а задача тренера создать нужные условия.

 

Вариант 2 – Страх «опозориться» перед группой. Если ребёнок остро реагирует на мнение ребят в группе и готов отказаться от выполнения задания, лишь бы не ударить в грязь лицом и не вызвать насмешки окружающих, то тренеру стоит обратить внимание на отношения в коллективе. Возможно, с ними не всё в порядке.

Что касается непосредственно работы с ребёнком - его необходимо переориентировать на самого себя и постараться убрать из системы его самооценок «коллективного критика», оставив в ней помимо себя лишь тренера как самое значимое и авторитетное лицо в тренировочном процессе. Кроме того необходимо объяснить ребёнку, что у каждого игрока на тренировке свои задачи. Не нужно сравнивать себя с другими, точка отсчёта - это ты сам. И если сегодня ты сильнее, чем вчера, это здорово.

 

Вариант 3 – Страх наказания за ошибку (неудачу). Этот вариант, на мой взгляд, наиболее сложный, поскольку страх наказания в большинстве случаев идёт из семьи и направлен в сторону родителей. Причём наказание может быть весьма символическим – например, папе не понравилось, как сын тренировался, папа после тренировки высказал ему свое недовольство, а потом почти весь день с ним не разговаривал. Как расшифровывается страх наказания? Это страх отвержения, страх не соответствовать ожиданиям, страх непринятия и вытекающее отсюда чувство вины. В понимании ребёнка, если на тренировке у него всё получается, родители им довольны, а значит, они его любят. Если родители ругают ребёнка (устраивают всякого рода бойкоты или того хуже, наказывают) за неуспехи, то он это воспринимает однозначно – «у меня не получилось, я разочаровал маму и папу, я плохой, родители вправе не любить меня». Отсюда «рабская» психология, подверженность внешнему влиянию, проблемы с самооценкой, слабость характера, трудности в принятии решений в будущем и т.д. В данном случае необходимо работать и с ребёнком, и с родителями.

 

У всех трёх видов страха свои причины и своя «внутренняя» история, я называю лишь общие черты. Хотя, конечно, каждая ситуация индивидуальна и требует глубокого анализа и проработки.

 

Юлия Волынская

Опубликовано: 16.02.2012


Вход в игру - важный показатель!

В теннисе ситуация может меняться по нескольку раз за матч. Выигрывает же тот, кто удачнее действует в решающие моменты, не допускает глупых ошибок в ситуациях, когда этого категорически нельзя делать. От этого может сложиться впечатление, что начало матча не настолько важно. Первые геймы, выигрываешь ты их или проигрываешь, в любом случае не гарантируют подобного исхода поединка. Всегда есть шанс изменить ситуацию, перетянуть инициативу на себя и вернуть утраченное преимущество. И вроде как не обязательно сразу кидаться в бой, растрачивая драгоценные силы в самом начале. Да, с одной стороны, это так, а с другой – начало матча несёт огромное стратегическое значение. Очень важно, какой общий тон задан игре, в каком психологическом состоянии находятся игроки, как они настроены, какую избрали тактику и манеру поведения. И хотя, как мы уже говорили, в матче ситуация может меняться огромное число раз, всё же не стоит слишком на это полагаться, приберегая «козыри» на потом. Игра даёт шансы и ими нужно уметь пользоваться. Упущенные в начале матча возможности можно в итоге и не собрать. А возвращать утраченное психологическое преимущество втройне тяжело, потому что в этот момент ты борешься с соперником, самим собой и сложившейся игровой ситуацией.

Начало матча, вход в игру – один из весьма показательных моментов, который даёт немалую информацию об игроке, его сильных и слабых сторонах и отношении к игре.

 

1. Вход в игру как показатель адаптации

Каждый раз, выходя на корт, игрок сталкивается с рядом факторов, к которым необходимо приспособиться – особенности покрытия, расположение кортов и зрительских трибун, погода, конечно же, манера игры и поведения соперника и много чего ещё. В любом случае каждый новый матч – это новая ситуация, даже с одним и тем же соперником. Кто-то быстро с ней справляется, легко входит в игровую ситуацию и чувствует себя комфортно и уверенно с первых же розыгрышей и геймов. А некоторым игрокам с большим трудом даётся вход в матч, они выглядят растерянно, долго не могут адаптироваться и наладить свою игру. Таким образом, в начальном периоде матча они оказываются как бы выключенными и часто теряют несколько первых геймов к ряду, а иногда и целый сет.

То, как быстро спортсмен входит в игру, важнейший психологический показатель и ценная информация для тренера, важно её не упустить.

 

2. Вход в игру как показатель эмоциональной устойчивости и самоконтроля

Начало матча – это всегда волнительно и немного нервно. Игроки ещё не знают, что их ждёт, как будет складываться ситуация, что ожидать от соперника, что ожидать от самого себя и т.д. Конечно, это неведение вызывает вполне естественное волнение, может быть, где-то неуверенность, скованность, зажатость. Спортсмену необходимо как можно скорее настроиться, почувствовать игру (а главное - себя в игре), избавиться от тревожных симптомов и нащупать то направление, в котором нужно действовать.

То, как быстро игроку удаётся преодолеть начальный барьер волнения, взяв под контроль эмоции – ещё один важный показатель на заметку тренеру.

 

3. Вход в игру как показатель тактического мышления и хитрости

Разминка и начало матча – время тактической разведки для игрока. За минимальное количество времени ему необходимо распознать сильные и слабые стороны соперника, выяснить, как тот реагирует на различные игровые ситуации: как отвечает с укороченного, со свечи, с резанного, как играет у сетки, какое направление чаще использует и т.д. Чтобы максимально увеличить свои шансы на победу, нужно до зубов вооружиться информацией о сопернике, а затем с умом её использовать. Как говорится, «Вы имеете право хранить молчание. Всё, что вы скажите, может быть использовано против вас». Так и ваш соперник. Он, конечно, имеет право хранить молчание, но за него скажет его игра. Нужно только создать подходящие условия, а дальше внимательно отслеживать.. Кто лучше проведёт разведку, тот ощутимо облегчит себе задачу, ибо действовать по плану гораздо проще, чем наобум.

 

4. Вход в игру как показатель ответственности, самодисциплины и целеустремлённости

Потенциального спортсмена-чемпиона от просто спортсмена отличает профессиональный подход – и в жизни, и на корте. Спортсмен-чемпион видит цель и двигается к ней несмотря на вырастающие впереди препятствия, усталость и дискомфорт. Он знает, чего хочет, и знает, что ему нужно делать и как. И поэтому и в начале матча, и в середине, и в конце он будет одинаково собран и сосредоточен. Он ничего просто так не подарит. С таким соперником играть неимоверно сложно, он практически не даёт слабины, «цепляется» за каждый розыгрыш. Победу у такого игрока можно только «отвоевать», никак иначе.

Большинство же игроков позволяют себе время от времени делать «передышки» в матче, отдыхать, расслабляться (а точнее, не напрягаться). Особенно в начале, когда создаётся иллюзия, что времени (и геймов) в запасе много, а основная борьба только предстоит. У кого-то такие спады происходят непроизвольно, из-за особенностей нервной системы, а кто-то просто относится к игре безответственно, ленится работать в каждом розыгрыше и при этом явно недооценивает ситуацию. И в том, и в другом случае есть проблема, которую надо решать. В первом – работать над саморегуляцией и концентрацией, во втором – над выработкой профессионального подхода.

 

Юлия Волынская

Опубликовано: 21.12.2011


«Не думай о том, о чём не надо!»

"The minute you start talking about what you

are going to do if you lose, you have lost."

George Schultz

 

("Как только вы начнёте говорить о том,

что собираетесь делать, если проиграете,

вы уже проиграли"  Джордж Шульц)

 

Не зря говорят, у игрока всегда два соперника на корте – тот, кого преподнес жребий, и он сам.

«Вредные» мысли – враги качественной и результативной игры. Как часто мы наблюдаем за матчами, в которых победа уплывает из-под носа игрока, только потому что он позволил себе подумать, что матч уже «сделан» и до победы остаётся каких-то пара геймов. А потом сценарий как правило один и тот же - соперник почему-то начинает догонять (и правда, почему?), перехватывает инициативу, счёт сравнивается, и решающие очки тоже, увы, достаются ему. Гейм, сет, матч. И нет предела разочарованию. В спорте это называется матч упущенных возможностей. Всё есть для того, чтобы победить, но в итоге победу празднует соперник. Подобных поражений в теннисе очень много, одни происходят по неопытности, другие – из-за излишней самоуверенности, а третьи, наоборот, из-за неверия в свои собственные силы.

Но как же не думать о том, что само навязчиво лезет в голову? Многие думают, что это невозможно. На самом деле технология довольно проста - чтобы не думать об одном, нужно заставить себя думать о другом! О том, что будет полезно для вашей игры, или хотя бы о том, что не будет ей мешать.

А теперь к методу…

В психологии есть очень хорошая техника тренировки самоконтроля, она подойдёт тем, кто хочет научиться вовремя прогонять «неправильные» мысли и не будет при этом лениться. Техника называется «СТОП!». Как же она будет выглядеть в контексте работы теннисиста над самим собой?

Шаг 1.  Проанализировать историю своих выступлений и составить список «вредоносных» мыслей или «мыслей-вредителей». К «вредителям» можно отнести все мысли, которые в соответствии с личностными особенностями игрока мешают ему показывать теннис «своего» уровня. Все люди разные, друг на друга непохожие, поэтому и «мысли-вредители» у них будут отличаться.

Шаг 2.  Проанализировать историю своих выступлений и составить список «полезных» мыслей или «мыслей-помощников». К полезным соответственно относятся те мысли, которые помогают теннисисту демонстрировать качественный и результативный теннис - сохранять концентрацию на игре, держать под контролем эмоции, бороться за каждый мяч и т.д.

Шаг 3.  Как только вы заметили, что в голову пробирается коварная мысль (а чтобы понять, какая мысль коварная, а какая нет, нужно уметь их распознавать; для этого и нужны два вышеназванных списка), нужно внутренне дать себе команду «СТОП!»! Важно сразу остановить поток «мыслей-вредителей», не дав им начать выбивать вас из колеи и как можно быстрее переключиться на мысль-помощника.

Конечно, не так просто научиться себя контролировать и вовремя переключаться с «вредной» мысли на «полезную», это требует определённой тренировки. Но если вы освоите этот приём, то сможете здорово прибавить в уровне игры.

 

Юлия  Волынская   

Опубликовано: 1.09.2011


9 составляющих спортивного успеха

То, что зависит от нас

1. Желание

Желание – начало всего. А нежелание – конец. Если в спортсмене горит огонь желания, он будет толкать его на подвиги постоянного преодоления, будет придавать сил и мотивировать на сотни маленьких побед над собой.

2. Цели

Каковы би ни были ваши амбиции, вы не сможете достичь успеха, пока не имеете цели. Иметь цель – значит, иметь чёткое видение объекта вашего желания. Цель не только отвечает на вопрос, что вы хотите достичь, но и ради чего вы работаете.

Желание и цель – залог спортивного результата – первое определяет внутреннее стремление, энергию и движение, а второе это движение направляет.

3. Энергия

Энергия – это внутренний ресурс человека, это те ментальные, психологические, морально-волевые силы, которые делают возможной реализацию желания и достижение цели.

4. Анализ

Способность анализировать – это способность адекватно оценивать ситуацию, себя и других людей в этой ситуации. Анализ – это сложная интеллектуальная работа, позволяющая быстро ориентироваться в ситуации и приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям. Способность анализировать – основа интеллектуальной и тактической гибкости спортсмена.

5. План действий

План действий – это то, как вы будете достигать цель, как вы будете к ней двигаться завтра, как – через неделю, через месяц… План позволяет упорядочить ваши усилия, привести их в разумную, продуманную систему.

6. Творчество

Творчество – это способность разрабатывать новые и лучшие способы делать что-то, находить нестандартные решения. Соперник, умеющий выходить за рамки привычного видения ситуации, умеющий импровизировать и способный на нестандартные ходы – всегда неудобный соперник.

7. Риск

Жизнь сама по себе – очень рискованное предприятие. А спорт тем паче! Чтобы оказаться на вершине спортивного Олимпа, нужно для начала решиться к нему направиться, а затем иметь смелость не отступить. Спортсмен не может развиваться и двигаться вперёд, не выходя из «зоны своего комфорта». Поиск безопасности – это то, что не позволяет большинству людей реализовать свои потенциальные возможности. «Кто не рискует, тот не пьёт шампанского».

8. Воля

Одно из самых сильных качеств чемпионов - это то, что они НИКОГДА не сдаются. Они неимоверно упорны в достижении своих целей. Даже если очень тяжело и сил уже нет, они продолжают бороться. Другой бы сказал «Всё… не могу». Для чемпиона фразы «не могу» не существует. Твёрдость, решительность, терпение - волевые качества, которые позволяют противостоять прессингу и идти к желаемому результату, несмотря ни на что.

9. Самодисциплина

Спортсмен должен уметь управлять собой. Сюда относится, что вы едите и пьете, сколько спите, как проводите свободное время, о чем думаете, что говорите и во что верите. Самодисциплина подразумевает обладание полным контролем над своей жизнью, убеждениями, действиями, речью и характером. И если есть цель, то спортсмен подчиняет свою жизнь и её распорядок этой цели.

 

Юлия  Волынская

Опубликовано: 23.05.2011


За что нельзя ругать ученика?

Тренерам на заметку

Тренировки, соревнования, соревнования, тренировки – бесконечный и необходимый путь теннисного совершенствования. И как много на этом пути в разной степени эмоциональных тренерских монологов, фраз и просто слов адресовано игроку! Большую часть, конечно же, занимают замечания критического характера, покуда именно они указывают на ошибки и недочёты и именно с их помощью юный теннисист узнаёт, что и где «не так» в его игре и вовремя её корректирует. Какие-то тренерские слова пролетают мимо ушей, какие-то, напротив, производят столь сильное впечатление, что начинают в прямом смысле мешать. Порой именно неаккуратные, сгоряча сказанные слова (как назло!) настолько прочно заседают в голове игрока, что выбить их оттуда потом весьма и весьма сложно. И вместе с тем необходимо. Ах, если бы была «золотая середина»…

Итак, поговорим о том, за что нельзя ругать ваших юных подопечных.

1. Нельзя ругать за проигрыш или за победу «не с тем» счётом.

Победа, поражение, счёт – это результат. Он лишь отражает общую содержательную картину матча и его итог. При этом счёт не всегда «отзеркаливает» реальное положение дел и не всегда может дать точное представление об игре. Ведь, согласитесь, 3:6 можно проиграть по-разному – можно в борьбе, цепляясь за каждое очко, стирая подошвы и натирая мозоли, а можно – без особых усилий, старания и тактической мысли. Именно на это тренер должен обратить внимание! На то, что было внутри матча – на желание бороться, проявленные волевые качества, характер, умение справляться с волнением, умение сосредоточиться, сконцентрироваться в решающий момент, умение думать, умение играть под давлением, умение реализовать свои возможности и выполнить установку тренера и т.д.

Содержание игры должно стать поводом для анализа, а не счёт, записанный в итоговом протоколе или занятое место. В противном случае игрок будет исходить из поверхностных, второстепенных критериев оценки собственной игры. А это в свою очередь может привести к повышению уровня тревожности (в том числе и во время матча), колебаниям самооценки, страху проиграть, ошибиться, включению защитных психологических механизмов (в том числе и психосоматических реакций) и т.д. Возьмите за правило не зацикливаться на результате, а разговаривать «по существу» - что получилось и над чем нужно поработать.

2. Нельзя ругать личность игрока.

Подвергайте критике неверное движение, ошибочно совершённое действие, неправильное выполнение задания, но не самого игрока и присущие ему индивидуальные качества. В особенности выражения «тормоз», «чайник», «тупица», «тряпка» и тому подобное - это уже не критика, это унижения. И бесследно они не пройдут, обязательно отразятся на самооценке, уверенности и отношении к тренеру. Поэтому чтобы сохранить в психологическом здравии «личность» ученика, не пошатнуть его внутреннее равновесие, и одновременно с этим рассчитывать, что ваши слова услышат и правильно на них отреагируют, нужно «бить» по ошибкам, а не по тому, кто их совершает. В этом, наверное, и заключается тренерский профессионализм – подобрать такие слова, чтобы добиться максимального эффекта и при этом не навредить. А грань эта меж тем очень тонкая.

Что касается того, как говорить. Говорить по возможности нужно спокойно, чётко и уверенно. Тогда слова, а вместе с тем и передаваемые тренером эмоции пойдут в плюс. Помните, какой посыл вы игроку зададите, с тем он на корт и выйдет.

 

Это, пожалуй, основные моменты, которые нужно учитывать.

Уважаемые тренеры, берегите себя и своих учеников! Удачи вам!

 

Юлия  Волынская

Опубликовано: 12.01.2011

 

«Но ведь на тренировке он всё делает!»

(или в чём разница между тренировкой и соревнованием)

К разговору о детском теннисе

Как часто тренеры, наблюдая за игрой своих подопечных, задаются вопросом – «Ну почему?». «Ну почему он не попадает, не бежит, совершенно не думает, не чувствует игру? Ведь на тренировке всё в порядке!» Да, друзья… Как говорил герой одного известного фильма «Голова – предмет тёмный и изучению не подлежит…»

Почему так происходит? Неужели так велика разница между тренировкой и соревнованием? На тренировке ведь тоже играют на счёт! А разница меж тем не просто есть… она огромна! Невозможно в точности смоделировать соревновательную ситуацию на тренировке, точно так же как практически невозможно заставить юного игрока воспринимать соревнование как тренировку.

Соревновательная ситуация абсолютно уникальна, каждая – единственная в своём роде, никогда не повторяется и не даёт второго шанса. Есть только одна попытка. Ей можно воспользоваться, а можно упустить. Ошибки – естественная и необходимая часть тренировочного процесса (как и вообще любого процесса обучения). Это индикатор, постоянно двигающий игрока и тренера вперёд на пути к совершенству. Любые технические и тактические ошибки могут и должны быть. Но задача тренера, увидев их на тренировке, тут же принять меры по исправлению – подсказать, объяснить, скорректировать… Чтобы на соревнованиях их не было или по крайней мере, чтобы их было как можно меньше. Цена соревновательной ошибки в разы выше цены тренировочной. Вместе с тем и ответственность намного выше! Игрок знает, что на тренировке нужно работать, а на соревнованиях - показывать результат. Осознание того, что результат должен быть, должны быть победы, высокие места – зачастую действует «парализующе» - сковывает, закрепощает и в итоге не даёт показать «свой» уровень. Так что груз ответственности, пожалуй, главное отличие. Но есть и другие.

Например, присутствие на турнирах публики. Тренеры, мамы, папы, бабушки, дедушки, другие игроки, судьи.... Для большинства юных теннисистов публика – это дополнительное давление. Есть правда и те, кто от публики прилично заряжается и им присутствие зрителей идёт только на пользу. Но такие всё же встречаются нечасто.

Немаловажную роль играет и теннисная лотерея – кто же достанется в соперники? Неизвестность всегда волнительна. Она добавляет «перца» в соревновательный процесс! Поэтому для игрока очень важно уметь быстро ориентироваться в ситуации, анализировать, адаптироваться, оперативно принимать решения. Тут уже работает «естественный отбор» - выживает сильнейший. Что касается тренировок, то там «эффект неожиданности» сведён на нет – все друг друга знают буквально наизусть, а потому и чувствуют себя совершенно спокойно и расслабленно.

Ещё один момент – влияние ближайшего окружения игрока – тренера (его установки, напутствия, поставленные на турнир задачи, требования) и родителей (их ожидания, отношение к результату, оценки и т.д.)

Увы, зачастую игроки не могут показать на турнирах то, что на самом деле знают и умеют и что регулярно демонстрируют на тренировках. Но это спорт и в этом его уникальность! И можно сколько угодно негодовать и всплёскивать руками, но пока игрок не научится владеть собой, управлять своим состоянием, контролировать эмоции, его истинный потенциал так и останется «замороженным».

 

Юлия  Волынская

Опубликовано: 15.12.2010

 

Верьте, возможно всё!

Наверное, в жизни каждого игрока и тренера есть примеры матчей, которые доказывают – возможно всё! Теннис такой вид спорта - возможно всё, но до того момента, когда судья объявит «Гейм, сет, матч». Зачастую игроки и сами не знают, на что на самом деле способны, не могут поверить в себя. А если игрок сам не верит в себя, значит, должен найтись кто-то, кто поможет ему поверить! Этим кем-то посчастливилось быть мне на полуфинальном матче одного из главных турниров города по 12-летним. Матч изначально обещал быть интересным, на корте вновь встречались заклятые соперники – 1 и 2 ракетки города – Паша и мой подопечный Максим (в целях конфиденциальности имена изменены). Тренеры игроков на матче не присутствовали, а зрителей набралось прилично. Всё-таки полуфинал! Моя же задача сводилась к тому, чтобы задать предматчевый настрой, а затем по мере необходимости корректировать игру Максима – где-то указать на техническую ошибку, где-то подсказать по тактике, где-то подбодрить и т.д. Сильно вмешиваться, конечно, не хотелось, хотелось понаблюдать, как будет сам справляться. Ну а там уже смотреть и действовать по ситуации… Стоит сказать, что счёт личных встреч был не в пользу Максима. Каждый из предыдущих матчей игрался в диком нервном напряжении и в большинстве случаев проигрывался. Что же теперь?

Итак, начало встречи. Невооружённым глазом видно - трясёт обоих. Игра нестабильна, куча ошибок с обеих сторон. Подача, 2 удара, аут. Пятнадцать ноль. Подача, сетка, вторая подача, двойная ошибка. По пятнадцати… Это не игра техники, тактики. Игра нервов! Вроде бы равное количество ошибок, но решающие очки остаются за соперником. А с ними и первый сет. В перерыве подходит Максим, я говорю:

- Этот сет нужно забыть, как и все-все-все предыдущие матчи с Пашей. Всё, нет их! Играем сначала. Как в первый раз. Ни прошлого, ни будущего сейчас нет в твоей голове. Есть только настоящее. А настоящее – это вот этот корт, соперник и твоё желание показать то, что можешь! Дай себе больше свободы!

Покивал, ушёл. Дальше Максим дал себе столько «свободы», сколько я даже не просила. От дикого желания проявить себя мячи разлетались по аутам быстрее, чем успевали их собирать. Так казалось. Соперник тем временем окончательно воспрял духом и ошибаться перестал. Может быть, потому что просто не успевал. Максим делал это намного быстрее. «Нет, не то, включи голову!» - шепчу я. Сама при этом пытаюсь сообразить, что же Максиму такое сказать в переходе, чтобы выдернуть его из этого «перестрелочного транса» и вернуть в разумный теннис. Я знаю Максима. И знаю, что его психика чрезвычайно подвижна… Как медицинские весы! Кажется, что даже движение воздуха может склонить их чаши в одну из сторон. И, увы, чаще не в ту, что нам нужно. В переходах я что-то говорила (что именно, уже не помню), но без толку. Счёт становился всё более угрожающим и в итоге стал 0:5. По теннисным меркам – почти катастрофа. Катастрофа – это когда плюс к этому ещё и 0/40. 0/40 не было, было по пятнадцати. И тут я вижу розыгрыш, который дал понять «Есть шанс!». Прекрасная атакующая комбинация с выходом к сетке и красивым завершающим ударом. Ну вот, это он! Я встала со скамейки и подошла ближе к забору, теперь надо было удержать эту волну во что бы то ни стало. Максим бросает на меня взгляд, я киваю. Следующее очко – атака с задней линии, завершающий удар навылет обратным кроссом. Соперник слегка озадачен, что происходит?! И в следующем розыгрыше уже сам ошибается. 5:1. Следующий гейм начинается с ошибки Максима. Пока он идёт за мячом, проходит мимо меня. Я говорю: «Ничего не изменилось, играем также как прошлый гейм. Просто нужно ещё одно очко». По пятнадцати. Очко добыто. А потом и ещё одно. Максим смотрит на меня. «Да» - киваю – «Также играем. Думаем и играем». 5:2, переход. Я прилипла к забору, у меня тоже переход. Дальше было много красивых розыгрышей, которые говорили о том, что победа вполне возможна, и много невынужденных ошибок, которые говорили, что весы всё ещё раскачиваются и их нужно постоянно держать под контролем. В тот момент мы с Максимом играли вместе, я превратилась в его «внутренний голос» на расстоянии. Никакой критики, только поддержка и регулярный зрительный контакт, который даёт понять «Ты не один, я рядом и я тебе помогаю». Судя по тому, что счёт стал 5:5, это тогда и было нужно. Дальше игра обострилась. Силы ещё были у обоих и никто не хотел уступать. Мяч в мяч, очко в очко, но решающие уже за Максом. Зарядился! 7:6 – второй сет забрали на тайбрейке…

На третий сет соперника уже не хватило, скорее чисто психологически. Настолько больно бьёт проигрыш с 5:0. Потеря инициативы, потеря контроля за игрой… да и сколько сил, моральных и физических, было потрачено на эту борьбу. Отыскать внутренние ресурсы для дальнейшего активного сопротивления уже очень сложно. В итоге 6:2, победа Максима. Победа, которой он не ждал, в которую не верил, но которую добыл немыслимыми усилиями. Всего одна победа, которая прервала ту череду неудач и помогла поверить в себя. Больше Максим Паше не проигрывал.

 

Юлия  Волынская

Опубликовано: 22.11.2010

 

 

 

«Теннис — это шахматы в движении»

(Анатолий Карпов)

 

--------------------------------------------------------------

      Теннисный корт подобен доске, на которой разворачивается шахматная партия. И чтобы в этой "партии" одержать победу, нужно научиться заглядывать в будущее, анализировать, просчитывать игру на несколько ходов вперёд и действовать на опережение. Находясь на корте, нужно уметь видеть его сверху!  (c) Tennis Psychology

--------------------------------------------------------------

Направления работы спортивного психолога с теннисистами

         Пришло время вкратце описать то, чем занимается спортивный психолог в теннисной организации. В основном выделенные направления относятся к работе с детьми, но многие из них также применяются в работе со взрослыми спортсменами. 

          Итак, зачем же нужен спортивный психолог и что он делает полезного?

         

          1. Тестирование и отбор

С помощью множества профессиональных методик психолог собирает информацию о психологических качествах игрока (об особенностях нервной системы, внимания, мышления, эмоциональной сферы, темперамента и т.д.) и особенностях его характера. Большое значение для сбора достоверной информации имеет возможность психолога наблюдать за игроком во время тренировок и в соревновательных ситуациях (будь то официальный турнир, спарринг-матчи или смоделированные соревновательные задания на тренировке). Имея данные о психологических качествах игроков, их индивидуальных особенностях,  а также особенностях игрового поведения, можно производить отбор и распределение юных теннисистов по группам в соответствии с их потенциальными возможностями и актуальными потребностями, что значительно облегчит работу тренера.

 

          2. Развитие профессионально важных качеств

Вовремя оценив уровень развития профессионально необходимых для спортсмена качеств, психолог имеет возможность работать над теми из них, которые развиты недостаточно или могут быть улучшены. В этом случае психолог составляет программу по коррекции того или иного качества на определённый срок. А по его истечении снова проводит тестирование, чтобы оценить результат проделанной работы. Если цель не достигнута, программу меняют, либо увеличивают срок её реализации.

 

        3. Формирование устойчивого интереса к теннису как виду спорта, мотивирование на тренировочную деятельность

Этот сегмент работы психолога носит прежде всего воспитательный и информативный характер. В данном случае будут очень полезны просмотры обучающих фильмов о теннисе, биографических фильмов о выдающихся игроках, рассказы об истории тенниса, о «великих» матчах, о профессиональном пути чемпионов, их интервью и последующее обсуждение с детьми всего увиденного и услышанного. Всё это как нельзя лучше действует на моральное состояние юных спортсменов, заряжает энергией, возбуждает в них интерес, желание тренироваться и соревноваться, мотивирует на плодотворную работу.

 

          4. Предсоревновательная подготовка

Это направление работы психолога включает в себя постановку цели, создание установки на достижение цели, определение основных технических (совместно с тренером), тактических и психологических задач, тактическую подготовку к каждому матчу и каждому конкретному сопернику, составление тактического плана на игру, психологическая настройка и выход на оптимальное психоэмоциональное состояние перед стартом - состояние боевой готовности.

 

          5. Анализ соревновательной деятельности

Проводится по окончании соревнований, на «свежую» голову. Итак, что же нужно обсудить психологу и игроку? Конечно, для начала нужно сравнить поставленные перед турниром цели и задачи с полученным результатом. Что же считать результатом? Конечно, не занятое место и количество побед и поражений. Результат – это сама игра в разные моменты матча. Какая игра? Уверенная – неуверенная, стабильная – нестабильная, тактически верная - неверная, активная – пассивная, расслабленная – напряжённая, с желанием – без желания и т.д. А занятое место – это всего лишь отражение этой игры, последствие. И рассматривать его нужно с этой лишь точки зрения. Когда определились с характеристиками игры, следует совместно обсудить, что получилось, что не получилось, какие возникли трудности, над чем следует поработать. Даже если турнир оценивается как успешный, в любом случае нужно определить зону дальнейшего развития и совершенствования. Далее следует постановка задач на следующий тренировочный период и разработка плана действий.

 

          6. Решение индивидуальных проблем

Индивидуальные проблемы и трудности решаются в индивидуальном порядке. В основном, конечно, спортивный психолог помогает в решении проблем, связанных с подготовкой, выступлением на соревнованиях (игровые комплексы, блоки, установки, повышенная тревожность, неуверенность, страхи, проблемы самоконтроля, недостаточная мотивация, низкая самореализация и т.д.), отношениями с тренером, коллективом, родителями. Но если у спортсмена возникает проблема не из области спорта - это также относится к работе психолога (того же самого), т.к. к его работе относится всё, что касается самого спортсмена, его самочувствия и психоэмоционального состояния. Если что-то выбивает игрока из колеи, с этим нужно работать.

 

          7. Консультации родителей и тренеров

Профилактическая консультативная работа с родителями включает в основном информирование о том, как следует себя вести, если ребёнок проиграл (выиграл) матч, что следует говорить, чего не следует, как подбодрить и настроить в нужный момент, если рядом нет тренера и психолога и т.д.

А работа с тренером заключается прежде всего в информировании об особенностях личности игрока и тех объективных трудностях, с которыми он сталкивается (в общих чертах), и на основе этого выработка рекомендаций, которые помогут тренеру наладить наиболее эффективное взаимодействие со своим подопечным, мотивировать его на работу, а затем постоянно поддерживать его интерес и желание тренироваться и выступать.

 

Юлия  Волынская

Опубликовано: 14.11.2010

 

Обязательно ли спортивному психологу разбираться в теннисе?

Конечно, спортивный психолог – это не тренер, у него другие задачи и другие методы работы. Но, тем не менее, более предпочтителен вариант, когда психолог, работающий с теннисистами, не понаслышке знаком со спецификой этого вида спорта, имеет представление о системе подготовки теннисистов, особенностях рабочего графика и понимает те эмоции и переживания, которые наполняют жизнь игрока в процессе тренировок и соревнований. В этом случае игроку будет легче общаться с психологом и он будет знать, что они разговаривают на одном языке и об одном и том же. Чем более квалифицирован психолог в области тенниса, тем выше доверие к нему. А доверие – первый и главный шаг на пути к совместному результату.

Правда есть одно НО! Психолог должен использовать свои знания в области тенниса исключительно как вспомогательные, чтобы лучше понять ситуацию, в которой находится спортсмен, и его переживания. А вопросы техники, физической подготовки и, в общем, тренировочного процесса – это компетенция тренера и психолог вмешиваться туда не должен. Каждый член тренерской команды должен заниматься своим делом. В случае психолога – это гармонизация внутреннего (психо-эмоционального) состояния игрока,  актуализация его потенциала и поддержание продуктивных рабочих отношений внутри команды.

                                                             

Юлия  Волынская

   Опубликовано: 9.11.10

 

Психология в системе подготовки теннисиста. Нужна ли она?

По моему твёрдому убеждению, возможности психолога в спорте поистине велики. Но, увы, сколь они велики, столь же они и недооценены. И если Америка и Европа уже шагнули в этом направлении и стали постепенно, но неотвратимо прививать традицию психологической подготовки спортсменов, то в России об этом пока что только говорят и рассуждают, но мало кто занимается. Считанные клубы и теннисные школы предлагают своим подопечным услуги психолога (из сорока рассмотренных теннисных клубов Москвы и Санкт-Петербурга, психологи работают только в двух, а ведь это столицы).

         Теннисная школа – это тоже образовательное и воспитательное учреждение. И хотя бы из этих соображений в них должен быть специалист-психолог, к которому при желании или при необходимости можно обратиться за помощью и поддержкой. Не говоря уже о том, что теннис – это спорт. А спорт – это не просто весёлое и интересное времяпровождение. Профессиональный спорт – это всегда нагрузки, эмоциональное напряжение, стресс, это очень сложная физическая, интеллектуальная и психологическая работа, будь то ребёнок или взрослый человек. Психолог здесь просто необходим. Причём необходим не только игрокам, но также необходим их тренерам и родителям. Работа психолога носит комплексный характер, а главные его задачи – с одной стороны, способствовать раскрытию внутренних возможностей игрока, его потенциала, а с другой стороны, гармонизировать работу системы Игрок - Тренер - Родитель.

 

Юлия  Волынская

Опубликовано: 8.11.10

 

           Уважаемые посетители!

Обращаю ваше внимания на то, что все статьи в этом разделе авторские и защищены Законом об авторском праве РФ.

Копирование данных материалов разрешено только с указанием автора и ссылки на сайт http://tennis-psychology.jimdo.com/