Об инициативных родителях или Попытка усидеть на всех стульях сразу

Серия: Специально для родителей

Работая с ребёнком, тренер не только учит его играть: ставит технику, улучшает физическую подготовленность, учит тактически мыслить. Хороший тренер моделирует игрока, исходя из его антропометрических данных, заложенных физических качеств, психологической устойчивости и т.д. Cерьезный тренировочный процесс – это очень сложное и точное взаимодействие системы тренер-ученик-родители. Родители (и это вполне понятно) хотят для своего ребёнка только добра, стремятся дать ему самое лучшее (тренера, условия, экипировку), а поэтому (из стремления дать по-максимуму)  могут наломать дров. Вот характерный пример.

Работая с одной девочкой я никак не мог поставить ей удар справа. На тренировке поправляю, к концу тренировки вроде всё работает как надо. И вроде бы есть форхенд. «Поняла?» - спрашиваю. Отвечает: «Поняла». А на следующей тренировке с ужасом вижу, что удара снова нет. Вернее есть, но не такой, каким я его вижу, не такой, какой мы отрабатывали. Не тот удар! Что такое? Вроде всё получалось, а куда делось? Опять начинаю объяснять, править, опять работаем и опять вроде ставим то, что я хочу. Есть вращение, есть направление – теперь только закреплять. А через день всё опять не так – другое движение, «перекрут», сопровождения нет. Ничего понять не могу! И что делать, честно говоря, не знаю. И вдруг случайно, в разговоре с другими родителями узнаю, что моя подопечная индивидуально занимается ещё у одного тренера, хорошего спарринга, который сам играет по-другому и, соответственно, ставит технику форхенда совсем не так, как я. А ларчик то, оказывается, просто открывался! Родители девочки решили, что будет совсем неплохо, если их ребёнок будет больше тренироваться. И я на своей тренировке пытаюсь поставить и закрепить одни технические навыки, а другой тренер на своей тренировке их пытается убрать и ставит свою технику. Получается – мы просто ломаем игрока. В таких условиях научиться чему-то просто невозможно и, конечно, невозможно, прогрессировать.

Моё твёрдое убеждение: тренер должен контролировать тренировочный процесс: техническую составляющую, общую и специальную физподготовку, объёмы работы, участие в турнирах и т.д. Тренер должен планировать и контролировать весь тренировочный процесс, а любое инородное вмешательство может очень сильно навредить, потому что просто-напросто будет выбиваться из продуманной системы подготовки.

Один мой очень хороший знакомый, старший тренер теннисной академии в Канаде, начиная работать с кем-либо сразу ставит родителям жёсткое условия: если он узнает, что родители где-то втихаря подтренировывают своё чадо – они сразу расстаются. И не имеет значения ни положение родителей, ни квалификация игрока (так была отчислена девочка – третья в рейтинге своей страны!) Жестоко? Да! Но, по-моему, правильно. Ведь беря уроки на стороне и держа в неведении своего тренера, вы уже говорите, что не доверяете ему. С такой позицией родителей мало что может получиться. Во-первых, нарушается контакт в отношениях с тренером. Во-вторых, родители, не являющиеся специалистами в области подготовки теннисиста, своими замечаниями и корректировками могут свести на нет старания тренеров-профессионалов. В-третьих, в процессе подготовки юного теннисиста не может быть два «руля», иначе получится ни что иное как воплощение басни Крылова «Лебедь, рак и щука» на теннисном корте. «Руль» в тренировочном процессе может быть только один и это тренер. Родители же – это помощники!

Я всегда выступаю за честность и отношениях. Хотите дополнительно заниматься – скажите об этом своему наставнику. И если он не сможет сам, то хотя бы посоветует, с кем можно поработать и в каком ключе распределить нагрузку. Думающий тренер непременно переговорит с будущим спарринг-партнёром, оговорит с ним, над чем конкретно поработать, оговорить технические нюансы, объём работы, время и т.д. Вот тогда будет толк, тогда эта дополнительная работа действительно будет очень полезной, а команда тренер-игрок-родители увеличится ещё на одного помощника и станет ещё сильнее. И главное: сохранится система тренировочного процесса, точный механизм, позволяющий игроку профессионально расти, прогрессировать, повышать свой уровень игры и добиваться высоких результатов.

Леонид Волынский


«Упавшие очки» или пара слов о положительном стрессе

Серия: Маленькие этюды о теннисе

Эту историю я забыл. Её мне напомнил один мой ученик, ныне тренер.

Так вот: дело было давно, играли мы на асфальте и у девятилетнего мальчишки Жени Л. никак не устанавливался удар слева с двух рук. Я и объяснял, и показывал, и чего только ни делал – не тот удар! И в один из дней моё терпение лопнуло:

- Иди сюда! – ору.

Подходит. Он вообще был очень дисциплинированный мальчик, на таких даже кричать грешно.

- Ты что, никак не поймёшь – продолжаю орать я, - как надо бить?!!

Я хватаю его ракету: «Смотри!!!» Делаю резкую имитацию бэкхенда и БАЦ! Мои оптические очки слетают с лица и об асфальт! Вдребезги! Мои очки! А как теперь работать? Вероятно, на моём лице были написаны такие страсти, что когда я взглянул на Женьку, он стоял как мышонок перед удавом.

- Теперь понял?

- П-понял…

- Иди, работай!

После этого никаких вопросов к бэкхенду Жени Л. не было. Более того, этот удар у него со временем стал коронным и не раз выручал его в тяжёлых ситуациях.

Вот так, ценой очков.

 

Комментарий психолога:

Эта история может являться наглядной иллюстрацией положительного стресса. Как же это работает? Ребёнок долго не мог понять, что же он делает не так при ударе. И всё время повторял одни и те же ошибки. И когда из-за его «бестолковости», трагически «погибли» тренерские очки, ребёнок настолько перепугался, что испытал инсайт (прозрение)! И в голове, и в мышечной памяти намертво отпечатались правильные движения, собственно то, что от него требовал тренер. И ведь действительно, можно было бы, наверное, ещё долго объяснять и показывать ученику, что и как надо делать, если бы ни «вовремя» упавшие на асфальт очки! Эта совершенно неожиданная экстремальная ситуация так мобилизовала познавательные ресурсы юного спортсмена, что он не только всё понял, но и теперь уже во взрослом возрасте с улыбкой вспоминает этот знаменательный случай и благодарен за него!

Леонид Волынский,

Юлия Волынская

 

«Пошутил» или кое-что о тренерской этике

Для моих коллег тренеров

Принято считать, что теннисный тренер – это специалист в вопросах тенниса: техника, тактика, развитие физических качеств, необходимых для игры и т.д. и т.п. Так считает большинство родителей и лишь немногие добавляют, что тренер – это прежде всего учитель, человек, не имеющий грязных помыслов, бесконечно влюблённый в игру и в своих учеников. Сейчас таких мало, сейчас всё больше думают о результате любой ценой или, что ещё хуже, только о заработке. И ломаются детские души, доверчивые и неокрепшие, и теряют подростки веру в справедливость и благородство.

У меня не выходит из головы случай с моим 15-летним учеником А. Играя очень сильный по составу юношеский турнир, он в финале встретился с игроком В., старше его на 2 года и к тому же действующим чемпионом области по взрослым. Естественно, я присутствовал на этой игре. Игра была очень напряжённая, А. играл просто здорово и заслуженно победил в 3-х сетах. Я был очень рад за него. Ну, думаю, наконец-то прорезалось, мы стали на ступеньку выше не только в табели о рангах, но и в собственных глазах. Спустя же некоторое время мама А. звонит мне и со страшной обидой в голосе говорит, что на тренировке в раздевалке тренер С. в присутствие другого игрока заявил, что по городу ходят слухи о том, что А. игру у В. купил. Он якобы 5000 рублей просил, но на 3000 сошлись. Вот это да! Я маме говорю: «Я был на игре, там битва была как при Ватерлоо. Да и слухов никаких нет, я бы слышал. Может, это С. так плохо шутит?»

Далее было вот что. Мама А. звонит директору организации, где работает С., и требует оградить своего сына от клеветы и просит принять меры в отношении С. Через несколько дней вновь звонит директору узнать о результате и директор говорит, что С. за собой никакой вины не чувствует и что она предлагает провести расследование этого случая.

Ну как шуточка? Думал ли С. о том, что говорит? И, главное, кому! Если это была шутка, то очень плохая, незаслуженно обидная. Ведь для А. победа над В. – это самая важная победа в его жизни. И он шёл к ней очень долго, и единственное, что он заслужил – это похвалу. А. после этой неприятной разборки приуныл. На тренировку, которую проводил в том числе и С., идти не хотел. Я его переубедил и сейчас всё вроде нормализовалось. Но осадок нехороший у меня на душе остался.

 

Леонид Волынский

 

Этическая сторона расставания

Теннисная жизнь игрока с момента его прихода в теннис и до окончания теннисной карьеры очень насыщена и непредсказуема. Начиная ребёнком у одного тренера и двигаясь вверх по ступенькам мастерства практически неизбежна ситуация, когда со своим нынешним наставником приходится расставаться. Причин много: иногда игроки «перерастают» своего тренера, иногда причиной служит переезд в другой город или район, но чаще всего причиной расставания становится конфликтная ситуация между тренером и родителями игрока. А ребёнок, будучи школьником,  не имеет решающего слова в этом конфликте.

Поверьте моему опыту – очень много талантливейших ребят и девчат погибли как игроки из-за позиции своих родителей (которые, без сомнения, хотят сделать своему ребёнку лучше). Но… Не будем оправдывать одних и обвинять других, каждая ситуация индивидуальна. Остановимся на этической стороне вопроса.

Итак: вы решили уйти от тренера, вы всё продумали, взвесили и считаете своё решение единственно верным. Тогда мой совет: не расставайтесь врагами. Объявляя о своём решении, обязательно поблагодарите своего уже теперь бывшего, наставника за его работу (как бы то ни было – он с вашим ребёнком занимался, он его учил, он вложил в него столько, сколько смог). Попытайтесь без упрёков и нервов объяснить, почему не видите смысла в дальнейшем сотрудничестве. И ещё раз поблагодарите! И тогда горечь расставания не будет тяжёлой ни для вас, ни для тренера.

К сожалению, описанный выше сценарий расставания очень редок. Расстаются, даже не поговорив, иногда основываясь только на рассказах ребёнка (часто весьма субъективных). И просто уходят. Молча. Не разобравшись в ситуации.

Я знаю несколько таких случаев. Бегают от тренера к тренеру и все предыдущие тренеры у них плохие. Я не призываю сохранять верность своему наставнику до окончания карьеры. Есть, в конце концов, просто плохие тренеры, непрофессионалы, есть самозванцы, есть рвачи - от таких НАДО уходить. И, тем не менее – поблагодарите его всё равно. И если было что плохое – не держите зла. Так будет лучше.

 

И от меня уходили ученики – хорошие, талантливые ребята. Я очень переживал: ведь уходила часть моей жизни. Но вот два примера.

Папа одного из моих учеников просит о встрече. Встречаемся. Он после дежурных фраз говорит: «Леонид Александрович, у нас ЧП… Не можем мы продолжать тренировки на этой базе. Ну, никак не получается. И я пришёл поблагодарить Вас за работу с моим сыном. Я видел, как Вы работали, видел, сколько Вы с ним возились, и мы Вам очень благодарны. Спасибо за всё!». И протягивает мне бутылку дорогого коньяка. Мы расстались, но продолжаем созваниваться. И хотя И. формально был уже не мой ученик, я продолжал помогать ему, как мог, потому что в глубине души считал его всё-таки своим. Мы до сих пор иногда встречаемся и тепло разговариваем. Мой ученик уже давно вырос, но, я думаю, что и он сохранил чувство благодарности к своему тренеру.

А вот другой случай.

В начале сентября на общий сбор группы не пришёл Н. Парень он дисциплинированный, не похоже, что забыл. Звоню папе: «Вы где?». Папа: «Всё нормально, мы чуть приболели». Говорю ему расписание и прощаемся. Проходит две недели. Н. на тренировках нет. И от родителей ни слуху, ни духу. Опять звоню: «Ребята, что там у вас? Нам к турниру готовиться надо». В ответ пауза и: «Леонид Александрович, мы уже две недели к тренеру С. ходим». Я оторопел: «Что случилось?» – «Ничего, – говорит папа, – мы так решили» – «Разве так можно, - говорю, - ведь я внёс Н. в списки группы, на него составлен тренировочный план». А в ответ: «Ну, извините, так решили». С этим папой мы часто встречаемся на турнирах. Но никаких дел с ним больше, конечно, быть уже не может. И, судя по его разговорам, он рад бы вернуться, но не знает, как.

Как говорится, что посеешь.

Леонид Волынский


Дух воина

За годы моей тренерской работы постоянно возникал и возникает вопрос: по каким критериям отбирать детей, чтобы в набранной группе новеньких оказалось хотя бы несколько более-менее здоровых детей с задатками «бойца».

Увы, народ нынче не тот, что раньше. Теперь всё больше «ботаники», работающие с репетиторами чуть ли не с 1-го класса. Огромное количество детей болеют страшной болезнью под названием «компьютер» со всеми вытекающими последствиями: сколиоз, слабое зрение, отсутствие двигательных навыков и т.д. Сидят дети перед своими экранами целыми днями - или в игры играют, или в сети «контачат». И вот приводят такого (или такую) к тебе и начинают перечислять все болячки ребёнка, а ты стоишь, слушаешь, киваешь, а сам думаешь: «мама моя… ну что я с ним сделаю?». Научить играть в теннис можно, но ведь каждому тренеру хочется найти и вырастить чемпиона. В былые годы дети гуляли, играли во дворах в такие игры, о которых нынешнее поколение даже не слыхало. Например, чиж, биты. Ну и, конечно, народные - лапта, футбол. Причём сражались дом на дом, двор на двор. И не дай Бог захнычешь, команду подведёшь – позорище какое! Или кличку обидную прилепят, или, того хуже, в команду больше не возьмут. Вот где школа воспитания бойцов! Да и девчонки, надо сказать, не отставали: и в футбол с ребятами гоняли, и в другие игры, а кто поскромнее – классики, скакалка, штандер…

А мой первый наставник, основатель тенниса в нашем городе, Н.Т. Шаропат просто сделал: прошёлся по окрестным дворам, собрал всех хулиганов и привёл на корты. Зачем специально искать, тестировать – ведь это уже отобранные естественным отбором дети, так сказать, закалённые в уличных баталиях бойцы, энергию которых надо просто направить в нужное русло. И это сработало: через несколько лет команда мальчиков и команда девочек на командной России стали четвёртыми.

Одним из самых запоминающихся примеров бескомпромиссного бойца было выступление молодого парнишки Кузнецова из Ленинграда на взрослом чемпионате СССР общества «Труд» (ЦС «Труда») в г. Сочи. В этом турнире играли такие «монстры», как Потанин, почти легенда, наш первопроходец, безошибочная игра на задней линии которого вызывала восхищение; Самуйлов, о его физических возможностях писали в журнале «Теннис»; Шкляр, входивший в десятку СССР, будущий тренер А. Волкова. И этот Кузнецов – худой, среднего роста, в русских кедах, белых трусах и белой футболке. Ну что он может против экипированных в Adidas и Fred Perry техничных красавцев, известных на всю страну?

Я никогда не забуду матч Кузнецова с Самуйловым, в котором атлетически сложённый москвич ничего не мог поделать с худеньким ленинградцем, которого порой вообще не было видно из-за пыли (играли на грунте) и который носился так, словно его расстреляют, если он проиграет. «Толя! – кричали Самуйлову – давай быстрей, мы на пляж уходим». И Самуйлов давил, а Кузнецов не сдавался. Его белая форма уже была далеко не белой, он был весь мокрый и весь в пыли, но, не говоря ни слова, продолжал носиться за каждым мячом. В третьем сете у Самуйлова порвался кроссовок (или кед – не помню) на правой ноге. Он его снял и выкинул за трибуны, потом, подумав, снял второй, целый, и тоже выкинул. И игра, нет, не игра – битва(!) продолжилась. Кузнецов выиграл и это было невероятно. И все, кто был на турнире, ждали его финала с Шкляром, объективно самым сильным игроком турнира. Вы думаете, Кузнецов стушевался перед именитым соперником? Нет. Финал был такой же страшной битвой. К окончанию третьего сета Шкляр был так же похож на кочегара, как и Кузнецов. А в целом игра на корте напоминала известную поговорку – «война в Крыму, всё в дыму и ничего не видно». Всё-таки Шкляр выиграл финал, приложив к этому невероятные усилия. Но запомнился на этом турнире мне всё-таки не он.

 

Леонид Волынский

 

Плюсы и минусы перекрученной хватки

Хватка ракеты – вещь сугубо индивидуальная. Что одному удобно, для другого – смерть. Попробуем разобраться, почему многие (отнюдь не большинство) юные теннисисты уходят на перекрученную хватку и надо ли их переучивать или хотя бы корректировать в техническом плане.

Под перекрученной хваткой я подразумеваю хватку для удара справа (форхенда), при которой в момент ударного движения кисть движется в направлении удара ребром ладони вперед. Иначе говоря, поверните руку ладонью вверх, вложите в неё ракетку и в этом положении производите удар.

Перекрученную хватку многие теннисисты приобретают в глубоком детстве в силу того, что она не требует сильной кисти. Кисть при перекруте зафиксирована и вращение задаётся предплечьем. Поэтому детям намного легче выполнять удар с вращением. Кстати, вращение в силу этой хватки, уже задано. Идёт время, игрок растёт, растёт скорость и вращение его удара справа (форхенда). Однако в силу особенности его хватки, скорость растёт очень медленно, зато вращение сумасшедшее. Итак, что мы получаем: удар справа у «перекручника» очень кручёный, но отнюдь не скоростной. Они очень стабильны, играют всегда кручёным и очень надёжным ударом. И лет до 13-14 это работает. А дальше начинают вылазить минусы: в низкой точке либо резак, либо никак. Выиграть очко сильным ударом невозможно, так как не хватает скорости и вся надежда на ошибку соперника. А если соперник также стабилен, но при этом ещё и бьёт? Тогда, как говорите, сушите вёсла…

Итак, резюме: перекрученная хватка у ребёнка работает только на ранней стадии его теннисного становления. Далее её, по моему глубокому убеждению, надо корректировать, потому что в дальнейшем никаких дивидендов, кроме очевидных минусов, не даёт. Если хотите, яркий пример – Андрей Черкасов. До 13-14 лет – один из сильнейших в своём возрасте в мире. А дальше? Дальше его хватка сыграла с ним злую шутку и, по-моему, именно она стала серьёзным препятствием на его пути в лидеры мирового тенниса.

Если вы не согласны со мной – возьмите ТОП-50 мира и посмотрите, сколько игроков с перекрученной хваткой там стоит и на каких они местах в рейтинге. На 10.11.2011 с перекрученным форхендом в ТОП-50 играли 5 человек в рейтинге АТР: Чела № 25, Белуччи № 34, Андуяр № 48, Бенетто № 50, Жиралдо № 50.

Так что думайте сами: успехи сейчас или всё-таки перспектива.

 

Леонид Волынский


Фанатизм

Серия: Маленькие этюды о теннисе

Так было и так будет: чемпионами становятся люди, беззаветно преданные своему виду спорта, трудяги, приносящие в жертву все радости жизни ради достижения цели. Имя им – фанатики. При этом, не будучи так одарены от природы, как некоторые их товарищи, они зачастую достигают больших успехов, поскольку их тренировочные объёмы огромны и не идут ни в какое сравнение со средними тренировочными нагрузками в их виде спорта.

Расскажу такой случай. Пришла в теннис девочка, поздно пришла, в 5 классе. Фигура нескладная, сутулится. В ДЮСШ её не взяли. Тогда она стала ходить на бесплатные корты, на стадион. Стояла, долбила стенку и ко всем приставала: «а поиграйте со мной!». Кто-то что-то показал, что-то она подсмотрела сама, плюс стена – короче, девочка начала худо-бедно перебивать через сетку и добилась своего: её зачислили в ДЮСШ. Одной цели девочка добилась, теперь стояла другая – быть лучше всех в ДЮСШ. И началась такая пахота… Приходила за час до тренировки и сама играла на стенке. После тренировки все домой, а она нет – опять стена. Как-то в дождь иду мимо кортов, слышу, кто-то в стенку лупит. Думаю: что за чудак, ракета деревянная (тогда такими играли) высохнет, покоробится, пропеллером будет. Даже интересно стало, кто это такой. Подхожу ближе, смотрю – Ленка. Вся мокрая, волосы слиплись в сосульки, одежда насквозь. Говорю:

- Лена, ты чего делаешь? Ты же мокрая насквозь, иди домой!

- Сейчас – отвечает – ещё чуть-чуть…

- Ты же ракетку испортишь!

- Нет, я её потом вытру.

А сама продолжает играть и при каждом её ударе от мяча летит веер брызг. И я ушёл, слушая всё более затихающий стук мяча.

К 10 классу Лена стала лидером сборной области и на первенстве России среди школьников ей выпало играть с девочкой из Калининграда, на тот момент лучшей в России. Я видел первый сет этой игры. Калининградка технично била, бегала, боролась… Без толку – всё летело обратно в корт. Чего только не делала лучшая в России – первый сет она проигрывает 6/0. И с ней случается истерика. Тренер уводит её в раздевалку и матч прерывается. Её не было минут 20-25. По правилам Лена этот матч выиграла, но судья не посмел засчитать ей победу. Второй сет потерявшая былой кураж Лена проигрывает 7/5 и третий тоже что-то в этом роде… Обидно, нечестно? Увы, да. Но думаю, этот проигрыш только стимулировал Лену. Она продолжала работать и через несколько лет на чемпионате СССР играла в полуфинале среди женщин. А про чемпионку России из Калининграда я больше ничего не слышал.

 

Леонид Волынский

 

Бэкхенд: одной рукой или двумя?

Наверное, нет смысла спорить, какой удар слева (или справа у левши) лучше: одноручный или двуручный. Так же как нет смысла спорить, какие игроки более выдающиеся – «одноручники» Федерер и Сампрас или «двуручники» Надаль и Борг. Все они великие, хотя и с разными стилями игры. На мой взгляд, одноручники являются более универсальными игроками, имеющими в арсенале не только кручёные, но и великолепные резаные удары (смена вращения является важной составляющей тактического плана игры). Как правило, одноручники имеют поставленную игру с лёта, а стало быть, на быстрых покрытиях имеют преимущество.

Самый главный недостаток одноручных игроков – в подавляющем большинстве случаев их бэкхенд слабее форхенда. Таким образом, тактика игры с такими соперниками более-менее ясна: нагружать левый угол, завершать атаки под удар слева, в критических ситуациях отбрасываться под бэкхенд противника, зная, что у тебя всё-таки есть шанс «остаться в живых».

А вот с двуручником такие штучки не проходят, и играть им под бэкхенд «всё равно, что нарваться на каменную стену». А великий Панчо Сегура знал, что говорит! И вообще, двуручники – игроки очень надёжные, не особо изобретательные (а зачем?), с простой, но чётко отлаженной игрой. Пади такого обыграй, если он как тренировочная стенка – всё назад летит.

А теперь вопрос: как учить детей, какой удар ставить?

Тренеры (в подавляющем своём большинстве) учат играть слева двумя руками. Это логично: у ребёнка просто не хватает сил бить одной рукой. Однако, не всем комфортен двуручный удар. И ребёнок, окрепнув и повзрослев, сам начинает переходить на удар одной рукой. Этот момент надо не упустить и помочь теннисисту (пусть даже в ущерб сиюминутному результату) технически правильно овладеть этим приёмом. Лично в моей практике таких случаев немало, причём дети в 12-14 лет перейдя с двуручного бэкхенда на одноручный ни в чём не проиграли. При хороших физических кондициях уже через год ребята играют одной рукой ничуть не хуже, чем играли двумя.

Ну и ещё один маленький плюсик одноручнику: если юный теннисист в дальнейшем будет тренером или спарринг-партнёром – работать ему будет комфортнее: одной рукой играешь, а в другой держишь мячи. Вот так.

 

Леонид Волынский

 

Почему я люблю работать с левшами?

Всем, наверное, известна статистика: левшей в мире в 20 раз меньше, чем правшей. С точки зрения физиологии левшей и правшей рассматривать не будем – про разницу в работе полушарий все знают, а вот с точки зрения тенниса давайте проанализируем. Например, игру левши против правши.

Итак, как правило все типовые комбинации рассчитываются и нарабатываются против игроков-правшей. Логично, ведь подавляющее большинство играет правой рукой. Все вращения и отскоки, углы атаки и коронные удары закрепляются у тренирующихся как некие стереотипы, которые закрепляются в голове как аксиома. И вдруг левша! Всё наоборот: и вращения задом наперёд, и в левый угол играть «смерти подобно». И что самое паршивое – подача во 2-й квадрат, выбивающая, очень сложная, особенно для одноручника (и это на решающих очках!). Вот и получается, что игроки вроде равные, а с левшой проблем намного больше.

Да и в смысле игрового мышления левши более гибки и изобретательны (по крайней мере те, с которыми мне приходилось работать). Может, это правое полушарие виновато? Психологи говорят, что правое полушарие отвечает за эмоции, воображение, образы. В общем правополушарные игроки – люди творческие – а творчество и фантазию в игре я ценю намного выше шаблона.

Леонид Волынский

 

Кому доверить ребёнка?

Серия: Специально для родителей

Дорогие и многоуважаемые родители!

Вы взвалили на себя тяжкий крест и донести его не каждому под силу. Ведь ваш ребёнок – это вы! Его пот и слёзы – это ваши пот и слёзы, его победы и поражения – это ваши победы и поражения, его теннисная слава – это ваша слава! До конца этого пути доходят единицы, а в процессе участвуют миллионы.

Я, как тренер, отлично понимаю ваши трудности и поэтому осмелюсь дать некоторые советы, как избежать многих «подводных камней», коих очень много в нашем теннисном царстве.

Итак, вы хотите отдать ребёнка в теннис. Замечательно! Теннис – вид спорта коммерческий, и поэтому его стараются культивировать все и везде: детские спортивные школы, теннисные клубы, секции на стадионах и т.д. Очень много тренеров, занимающихся частным образом и работающих индивидуально. Но кому довериться? Так же, как и в обычной жизни – наведите справки: что за организация, какие тренеры там преподают, где они тренируются летом, а где зимой, какой режим тренировок и сколько человек в группе. Ну и, естественно, сколько это стоит. Оговоримся сразу: высокая стоимость занятий далеко не всегда означает качество.

Если вы без особых претензий, то вам вполне подойдёт детская спортивная школа с собственной спортивной базой, в составе которой работают штатные сертифицированные тренеры-преподаватели. Как правило это бесплатные занятия по апробированной годами программе. Немаловажно, что за ваших детей организация несёт полную ответственность и вам есть с кого спросить. Что касается немуниципальных организаций – они как правило имеют коммерческую направленность, т.е. основной задачей является задача заработать (ну, и кое-чему научить). Важно учитывать при этом, что чем меньше человек в группе, тем лучше (оптимально 6-8 человек), а минимальная тренировочная нагрузка в неделю не должна быть менее 4-4,5 часов (например, 3 занятия по 1,5 часа).

То же самое при подборе тренера для индивидуальных занятий. Теннис у нас преподают самые разные специалисты, начиная от высочайших профессионалов и кончая любителями, научившимися играть в теннис совсем недавно.

У меня есть своя тренерская классификация:

  1. «Пахари» - это тренеры-работяги, иногда фанаты, готовые работать где угодно, когда угодно и с кем угодно, не требуя при этом больших гонораров. Таким довериться можно. На начальном этапе работы этот вариант очень хороший - и технику поставят, и физику подтянут.
  2. «Элита» - как правило весьма прилично игравшие в прошлом теннисисты, ныне тренирующие детей и взрослых (как правило индивидуально). Стоимость услуг этих специалистов очень высока и как спарринг-партнёры они очень хороши. Но далеко не каждый будет возиться с вашим ребёнком, как с собственным, ибо возиться – это удел «пахарей», а они – «элита». Здесь решать вам.
  3. «Понтовые» - категория тренеров, главная цель которых – большие деньги и быстрая слава. Они преподносят себя как больших специалистов, нередко приписывая себе успехи и результаты других. Однако очень часто у таких тренеров нет даже элементарных знаний об учебно-тренировочном процессе, физиологии человека, педагогике и психологии. От таких надо бежать! Через 1-2 года работы возможны травмы, иногда и психологические. Очень часто у детей появляется стойкое нежелание играть в теннис. После таких тренеров «переделывать» игрока очень тяжело и не всегда возможно. И когда родители приводят такого «испорченного», в теннисном понимании, игрока, на вопрос «А вы куда смотрели?» отвечают «Да он говорил…, да у него ученики… да кто же знал, что он врёт?»
  4. «Спецы» - да, это классные специалисты, но попробуй к такому попади! К таким приходят уже отобранные и проверенные дети, которые сами по себе уже хороши, как материал, и которых «спецы» доводят до высокого результата. Не знаю, но такие вряд ли будут брать ребёнка «с нуля».
  5. Есть ещё категория – «просто тренеры». Они работают ровно столько, сколько гласит их должностная инструкция, он не верят в своих учеников, да, возможно, и в себя. Им не нужны соревновательные стрессы, они скучны и прагматичны, и ровно по окончанию тренировки идут домой. Такой тренер ребёнка не испортит, но и результата не даст. Всё будет на среднем уровне, простенько и неинтересно.

Подведём некоторые итоги: главная задача родителей – правильно подобрать тренера и теннисную секцию, где будет заниматься ваш ребёнок.

Если вы ошиблись и что-то идёт не так – попробуйте без нервов разобраться, в чём причина этого «не так». Поговорите с тренером, может быть, не один раз, и примите решение, устраняющее причину. Только решение должно быть взвешенным, обдуманным. Быстрое принятие решения на «эмоциях» только навредит.

И ещё: если определились с тренером – верьте ему. Без доверия нет результата!

Я желаю вам всем удачи.

                                                                                            Леонид Волынский

 

Некоторые мысли по отбору детей

Для моих коллег тренеров и всем, кому интересно

Оговоримся сразу: то, что здесь изложено – мои суждения, исходя из собственного опыта. Может быть, я где-то ошибаюсь, а где-то перегибаю палку, может быть, в других регионах или больших городах надо отбирать, исходя из других приоритетов, а скорее всего, это именно так, но для тренеров небольших провинциальных городов, возможно, моё мнение будет интересно.                            

Лет 30 назад при тестировании главным и определяющим фактором были физические кондиции ребёнка: как бежит, как ловит мяч и т.д. Сейчас всё перевернулось и на первое место я бы поставил фактор родителей: их настрой и финансовые возможности. Очень печально, но у необеспеченных родителей ребёнок вряд ли получит необходимые условия для тренировок: где-то надо тренироваться – за зал плати, чем-то надо играть – за ракеты, струны, мячи и т.д. плати, за индивидуальные занятия с хорошим тренером – плати, за участие в соревнованиях – плати и т.д. и т.п. Количество денег, которое родители тратят на будущего теннисиста зависит от конкретного места проживания, но в любом случае это недёшево. Это печальный факт с одной оговоркой: фанатичный и талантливый ребёнок может прорваться, хотя это большая-большая редкость.

Второе, на что я бы обратил внимание – заложенные физические качества: частота и координация. Даже без тестов таких детей видно. И бегут правильно, и мяч ловят, и кидают легко и свободно. Вот таких сразу на карандаш! А силу, скорость передвижения, выносливость – вы с ними обязательно наработаете, пусть чуть попозже.

Третье – бойцовские качества. Как ребёнок борется во время тестовых игр: «лезет в драку» или уходит от борьбы, хнычет от столкновений или вновь кидается бороться. Причем, какой из этих факторов, физические качества или характер, более важен - не знаю. Лучше, чтобы было и то, и другое.

Ну а дальше ещё интереснее, так как во время учёбы в школе выплывают ещё очень интересные расклады… В какой школе учится ребёнок – в «нормальной» или «замороченной»? Что родители считают более важным: быть лучшим по учёбе в классе, а тренировки в свободное от репетиторов время, или достаточно просто нормально учиться, а главная цель всё же спорт? Вы не поверите, но сейчас школа является главной отвлекающей силой и страшным тормозом для детей-теннисистов, готовых голову положить на алтарь тенниса и стать-таки Джоковичами или Шараповыми. Не дадут им этого сделать родители! «Вы хотите, чтобы моя дочь была дворником?» или «Мне его что потом от армии отмазывать?» Ситуация ужасная, но реальная.

Ну и совсем тяжёлый случай – безумные родители. Их видно сразу. Они сидят на тренировках и кричат на детей, они бегают от тренера к тренеру и они больше всех знают про теннис. Мой вам совет: поговорите с ними очень серьёзно сразу же, при первых симптомах «заболевания». Спросите их, доверяют ли он вам как тренеру, и если да, то оговаривайте сразу «правила игры» - тренировочным процессом руководите вы и только вы. Если вы почувствуете, что ваш разговор не возымел действия – расставайтесь сразу, пока не так обидно, пока не вложили в их ребёнка кучу сил и времени! Они всё равно уйдут, но потом будет больнее.

Всё о чём здесь написано, прочувствовано на собственной шкуре. И это не истина, это моё мнение.

 

Отзывы и комментарии к статье можно отправить мне через страничку Контакт.

Леонид Волынский

 

"Воля или техника?"

Серия: Маленькие этюды о теннисе

Рассказывает Леонид Волынский

         Является ли техника игрока определяющим фактором в игре? Иными словами, какие шансы на победу имеет «корявый» игрок, есть ли у таких игроков перспективы выступать успешно на турнирах международного уровня? Мнение специалистов расходятся, однако может, эта история поможет вам сформировать собственную точку зрения.

         На юношеском турнире, если не ошибаюсь, в Ялте один из моих подопечных Дима Н. играл четвертьфинал с очень техничным парнем с Украины. Надо сказать, что Дима был очень старательным и аккуратным игроком, однако его техническое оснащение, как игрока, было, мягко говоря, не совсем… Особенно подача. Вот и в этой игре украинец легко, технично и красиво выигрывал свои очки, а Димка свои «вымучивал». Это были, так называемые, «трудовые» очки, когда для того, чтобы выиграть мяч, надо изрядно попотеть! И тут беда: отказала подача. Всё, что подаётся сильно – в квадрат не попадает, а всё, что послабей – тут же нарывается на контратаку. И Дима, поняв это, слабо подавать прекратил. Уверенно принимать подачу соперник уже не мог… зато двойные посыпались как из рога изобилия! В перерыве спрашиваю:

- Ну, что делать будем? Давай, подавай вторую подачу как вторую. Хоть какие-то шансы, а так на одних двойных проиграем.

- Леонид Александрович! Да он же с моей второй меня сносит!

- Да у тебя же по 2-3 двойных за гейм! Ты как выигрывать собираешься?

И тут мой подопечный выдаёт:

- Я всё равно выиграю!

- Как???

- Да я разорву свой попенгаген на британский флаг!!! Выиграю!

После этого диалога подача у Димки не наладилась. Но его игра… Складывалось ощущение, что не было мяча, который он бы не догнал. Он попадал всё, до чего дотягивался. Он падал, сквозь зубы ругался, бил ободками и попадал. И сломал-таки соперника. Он выиграл. Невероятно, но на своей подаче в одном из геймов он сделал 8 (!!!) двойных ошибок, но гейм не отдал! Вот так иногда бывает – характер бьёт технику. Вы спросите: так что же лучше? А лучше - и то, и другое.

Но лично я волю и характер ставлю выше.

Опубликовано: 19.10.2010

 

"Нужен ли теннисисту психолог?"

Серия: Маленькие этюды о теннисе

Рассказывает Леонид Волынский

Ещё во времена СССР я повёз команду на очень сильный турнир в Саратов. И вот где-то на подступах к финалу моя ученица Наташа П. играла с девочкой из Владивостока, одной из сильнейших в России.

Наталья была игроком очень острым, бегучим, на тренировках мальчишек лупила и я не без оснований считал её шансы на победу достаточно высокими. Началась игра и Наташку схватил такой мандраж, что аж мышцы задеревенели. Ноги не гнутся, играет, как Буратино. Ну, думаю, начало игры только, сейчас подкорректируем и всё будет нормально. Ничего подобного! Что бы я ни говорил, как бы ни уговаривал, как бы ни повышал голос – в общем, что бы я ни делал – не могу вывести её из ступора. А счёт растёт в одну сторону. Первый сет «влетаем» без борьбы, второй – копия первого. И вот счёт уже 5:0, смена сторон. Подзываю Наталью, говорю:

- Ну всё, Ната, проиграли. Да бог с ним! Ты просто поиграй, как получится, а я пойду расписание посмотрю.

И ушёл. Посмотрел расписание, сел на трибуну. Сижу, жду Наталью. 5 минут, 10 минут – нет Наташки. Прошу одного из своих ребят сбегать на корт, где была игра, узнать, почему Натальи нет. Прибегает мой парень:

- Леонид Александрович! Там уже 5:3!

Опа! Иду в обход, чтобы меня не видели и смотрю из-за кустов. А там – всё, что было, только наоборот! Моя с обеих рук "садит" навылет, а у соперницы в глазах слёзы и полное непонимание ситуации. 5:4!! И мы на коне! Прибежала тренер с Владика, у её подопечной чуть ли не истерика. Смена сторон длится в три раза дольше, чем разрешено правилами. Я молчу, меня нет, я за кустами. И в следующем гейме мы ведём 15:0, 30:0! И вдруг…

- Давай, Наташка, ты сейчас выиграешь!

Что?! Кто?! Откуда этот идиот взялся?!! Поздно. И раскованная, раскрепощённая Наташа снова превратилась в Буратино.

Этот сет, а стало быть, и встречу, мы проиграли. Тренер соперницы выразила восхищение техникой и скоростью игры моей ученицы, только вот про голову ничего не сказала…

 

Ну так скажите теперь: нужен ли теннисистам психолог?

 

Опубликовано: 15.10.2010

 

"Кое-что о памяти"

Серия: Маленькие этюды о теннисе

Рассказывает Леонид Волынский

В финале чемпионата города встретились С. Селиванов (ныне старший тренер ДЮСШ и неоднократный чемпион России среди ветеранов) и молодой и очень честолюбивый А. Зотов, который был на 7 лет моложе, а стало быть намного менее опытен. Играли в зале и борьба шла страшная. У Селиванова игра с задней линии расклеилась и он, отлично играющий с лёта, начал искать счастья у сетки, причём к сети он бежал и с подачи, и с приёма. Зотов играл в обводке хорошо, но тем не менее выигрывал процентов 50% мячей. И вот выиграв первый сет со счётом 7/6 в страшной и изнурительной стрельбе, Зотов в перерыве подскочил ко мне. Спрашиваю:

- Лёш, а Селиванов свечи бьёт?

- Не знаю, я не проверял.

- А ты проверь, может не надо так карячиться, а надо просто свечу кинуть?

- Ага, ладно.

Начинается второй сет. Селиванов прёт на сеть как танк. И вдруг Зотов кидает свечу. Плохую, прямо на ракету. Селиванов чётко отходит два шага и бьёт сильнейший смэш. Мимо!!! Зотов смотрит на меня.

- Понял, как играть?

Он кивает. И я с чистой совестью уезжаю по какому-то срочному делу. Больше в этой игре Зотов не кинул ни одной свечи, так мне сказали. Я не помню, кто в итоге выиграл встречу. Однако на другой день я спросил у Зотова:

- Лёша, ты чего свечи не использовал?

Он смотрит на меня, словно чему-то очень удивившись, а потом говорит:

- Забыл.

 

Играя матч, какой бы сложный и напряжённый он не был, старайтесь сохранять «свежую» голову, а в перерывах между геймами постоянно анализируйте свою игру. Тогда ничего не забудете.

 

                                                                                        Опубликовано: 12.10.2010

 

           Уважаемые посетители!

Обращаю ваше внимания на то, что все статьи в этом разделе авторские и защищены Законом об авторском праве РФ.

Копирование данных материалов разрешено только с указанием автора и ссылки на сайт http://tennis-psychology.jimdo.com/